БУЛЛИНГЕР Генрих

БУЛЛИНГЕР Генрих (1504/1505 – 1575 гг.) – швейцарский церковный реформатор, преемник, друг и последователь швейцарского реформатора церкви Ульриха Цвингли (1484–1531 гг.). Родился в Бремгартене, в Ааргау, получил теологическое образование, специализировавшись в области библеистики. Изучив сочинения основателя немецкого протестантизма Мартина Лютера (1483–1546 гг.) и немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона (1497–1560 гг.), работал преподавателем теологии в Капелле, где в 1527 г. познакомился с проповедями У. Цвингли. Он провёл вместе с ним в Берне весь 1528 г. в обсуждении религиозных вопросов, в результате чего сумел увлечь многих своих учеников его идеями, способствовал внедрению цвинглианства в Бернском кантоне. Красноречивой проповедью в Бремгартене (в Троицу 1529 г.) Буллингер убедил всю общину примкнуть к Реформации и стал в ней первым проповедником Евангелического учения. После того как в войне между католическими («лесными») и протестантскими (Цюрих, Берн) кантонами протестанты потерпели поражение (при Каппеле в 1531 г.), а У. Цвингли погиб, Буллингер был вынужден бежать в Цюрих, где стал его преемником, а в 1533 г. был выбран главным пастором («народным проповедником»). С тех пор он стал официальным главой немецкой реформатской церкви и, управляя ей с большой умеренностью и осторожностью, проявляя большие способности в решении как теологических, так и организационных вопросов, завоевал на этом посту непререкаемый авторитет не только в Швейцарии, но и во многих других странах (многие из его учеников впоследствии стали известными деятелями английского пуританизма). Буллингер составил «Первое Гельветическое (или «Второе Базельское») исповедание» (1536 г.) и в 1549 г. условился с основателем кальвинизма Жаном Кальвином (1509–1564 гг.) о принятии так называемого Consensus Tigurinus (Цюрихского соглашения), чем добился устранения разногласий между французской и немецкой реформатскими церквами в вопросе о понимании евхаристии (см. Гельветические исповедания). В 1566 г. во «Втором Гельветическом исповедании» он дал такое изложение Реформатского учения, которое встретило всеобщее одобрение и признание. Несмотря на глубокое уважение к Мартину Лютеру, Буллингер осуждал его фанатизм и критику им Ульриха Цвингли, труды которого издал в 1543 г. Сам Буллингер был автором свыше 150 теологических и литературных работ. В частности, в рукописи он оставил «Geschichte der Eidgenossen, besonders der Tiguriner» (4 т.) и «Reformationsgeschichte» (3 т., изданы в Цюрихе, 1838–1840 гг.). Его «Reiseinstruktion und Briefe an seinen Sohn Heinrich», когда тот отправился в 1563 г. путешествовать, издал Франц, написавший также биографию Буллингера (Берн, 1828). Основными сочинениями Буллингера исследователи называют «Десятилетия», «Второе Гельветическое исповедание», драму «Lucretia» (Базель, 1533) и др. Соч.: Werke. Z., 1972–2002, Bd. 1–9.

 
PR-CY.ru