БУЛГАКОВ Сергей Николаевич - Страница 3

Булгаков опровергал возможность научного познания социальной действительности и доказывал необходимость метафизического обоснования социального идеала. Окончательно перейдя на религиозные позиции, он стремился разрешить социально-политические проблемы с помощью религиозной метафизики, а единственной универсальной проблемой полагал «Бога, и только Бога». По его мнению, мир является воплощением Бога, поэтому необходима христианизация земной жизни. Софилогическая система догматического богословия развита Булгаковым, главным образом, в «большой трилогии»: «Агнец Божий» (1933 г.), «Утешитель» (1936 г.) и «Невеста Агнца» (1945 г.). Здесь София сближается с «усией» – сущностью Святой Троицы. Это сближение, как и его следствия, вызвало возражения и полемику. Известный богослов Парижской школы, основатель «неопатриотического» синтеза в православном богословии Владимир Николаевич Лосский (1903–1958 гг.) дал критический анализ учения Булгакова. Он посчитал, что его суть – «поглощение личности софийно-природным процессом, уничтожающим свободу» («Спор о Софии», Париж, 1936 г.). Булгаков отвечал оппонентам, однако «спор о Софии» так и не получил окончательного решения. Его учение о Святой Софии как Премудрости Божьей, воплощением которой он считал Богоматерь, в 1935 г. было признано еретическим и осуждено в указах Московской патриархии Местоблюстителем Патриаршего престола Сергием (Страгородским; 1936–1943 гг.), а также епископами зарубежного Карловацкого архиерейского собора. Однако критика софианских идей не затрагивает многих важных тем и разделов системы Булгакова, его анализа религиозных аспектов истории, материальной деятельности человека, феноменов пола, творчества, искусства. Булгаков выступал за отделение церкви от государства, отрицал возможность христианского государства, полагая, что верить по принуждению нельзя, поскольку вера должна быть свободной и искренней. См. также Софиология. Соч.: Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994; Православие: Очерки учения православной церкви. М., 1991; Апокалипсис Иоанна. Париж, 1948; Св. Пётр и Иоанн. Париж, 1926; Два града: в 2 т. М., 1911; Тихие думы. М., 1918; Лествица Иаковля. Париж, 1929; Купина Неопалимая. Париж, 1927; Христианство и еврейский вопрос. М., 1991. Лит.: Архиепископ Серафим (Соболев). Защита Софианской ереси протоиереем Сергием Булгаковым пред лицом Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви. – София, 1937; Соболев Серафим (архиепископ). Новое учение о Софии Премудрости Божией. София, 1935; Игумен Геннадий (Эйколович). Дело прот. Сергия Булгакова: Историческая канва спора о Софии; Памяти о. Сергия Булгакова. 1945; Зандер Л. Бог и мир. 1948. Т. 1–2; Осоргина Т. Библиография трудов о. Сергия Булгакова. 1987; Монахиня Елена. Профессор протоиерей Сергий Булгаков // Богословские труды. 1986, Т. 27; Роза Люксембург. Булгаков и его дополнение к анализу Маркса. Глава из книги «Накопление капитала»; Государственная дума Российской империи, 1906–1917: Энциклопедия. – Москва: Российская политическая энциклопедия, 2008; Выпуск 04. С.Н. Булгаков: Религиозно-философский путь: Международная научная конференция, посвящённая 130-летию со дня рождения / Научная редакция А.П. Козырева; Сост. М.А. Васильева, А.П. Козырев. – М.: Русский путь, 2003.



 
PR-CY.ru