Словарь по христианству Б БУЛГАКОВ Сергей Николаевич

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871–1944 гг.) – русский философ и православный богослов, экономист, публицист, общественный деятель. Приват-доцент, а после революции 1917 г. – профессор кафедры политической экономии Московского университета. В 1906 г. был избран депутатом Государственной думы второго созыва (как беспартийный «христианский социалист»). Родился в семье потомственного священника, учился в Орловской духовной семинарии, пережив кризис веры, в 1888 г. покинул её и завершил образование в Московском университете в 1894 г. по кафедре политической экономии и статистики. До начала 1900 гг. примыкал к течению легального марксизма и занимался исследованиями в области политэкономии, выпустил книги «О рынках при капиталистическом производстве» (1897 г.) и «Капитализм и земледелие» (2 т., 1900 г.). На рубеже веков отошёл от марксистской идеологии и обратился к философии немецкого классического идеализма, а также к русской мысли, творчеству писателя Фёдора Михайловича Достоевского (1821–1881 гг.) и философии русского религиозного мыслителя Владимира Сергеевича Соловьёва (1853–1900 гг.). Подобная эволюция была характерна для русской интеллигенции той поры, и Булгаков вскоре становится одним из её признанных духовных лидеров. Сергей Николаевич выпускает сборник статей под программным названием «От марксизма к идеализму» (1903 г.), участвует в сборнике «Проблемы идеализма» (1902 г.), а также во многих начинаниях развернувшегося религиозно-философского возрождения – в журналах «Новый путь» и «Вопросы жизни», сборниках «Вопросы религии», «О Владимире Соловьёве», «О религии Льва Толстого», «Вехи», в работе Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьёва и издательства «Путь» (где в 1911–1917 гг. вышли в свет важнейшие произведения русской религиозной мысли). Важнейшие из лекций и статей этого периода собраны им в сборнике «Два града» (2 т., 1911 г.). Разочаровавшись в политике как средстве освобождения общества и человека, Булгаков вернулся в лоно Русской православной церкви (лето 1907 г.). Смерть сына летом 1909 г. определила его окончательный переход на религиозно-православные позиции. В философских разработках 1910 гг. (монографии «Философия хозяйства», 1912 г., и особенно «Свет Невечерний», 1917 г.) С.Н. Булгаков намечает основы собственного учения, идущего в русле софиологии Владимира Соловьёва и Павла Александровича Флоренского (1882–1937 гг.). Однако здесь видно и заметное влияние позднего Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга (1775–1854 гг.), немецкого мыслителя, классика идеалистической философии. Разрабатываемые Булгаковым идеи социального христианства включают анализ христианского отношения к экономике и политике (с апологией социализма, постепенно шедшей на убыль), критику марксизма, а также и буржуазно-капиталистической идеологии, проекты «партии христианской политики», отклики на злобу дня (с позиций христианского либерально-консервативного центризма) и т.п. Тема России решается им (вслед за Ф.М. Достоевским и Вл. Соловьёвым) на путях христианской историософии. Начало Первой мировой войны отмечено славянофильскими статьями, полными веры во всемирное призвание и великое будущее российской державы. Но уже в диалогах «На пиру богов» и других судьба России рисуется им в тонах апокалиптики и тревожной непредсказуемости. Булгаков активно участвует в работе Всероссийского Поместного собора Русской православной церкви (1917–1918 гг.) от мирян Таврической епархии (с августа 1917 г. до мая 1918 г. он принимал участие в работе двух сессий Собора), близко сотрудничает с патриархом Тихоном (Белавиным, 1917–1925 гг.). Булгаков был введён в состав высшего Церковного совета, а в июне 1918 г. принял священнический сан. На Октябрьский переворот он откликнулся диалогами «На пиру богов», написанными в стиле и духе «Трёх разговоров» Владимира Соловьёва и вошедшими в коллективный сборник «Из глубины» (1918 г.; переиздание в 1991 г.). В годы Гражданской войны, находясь в Крыму, интенсивно работал над философскими сочинениями. В «Философии имени» (1920 г.; издано в 1953 г.) и «Трагедии философии» (1920–1921 гг., издано в немецком переводе в 1927 г.) Булгаков приходит к выводу, что христианское умозрение может быть выражено без искажений только в форме догматического богословия, которое с тех пор и становится основной сферой его творчества.

 



 
PR-CY.ru