БРУННЕР Эмиль - Страница 2

Противоположная же субъективистская тенденция представлена немецким философом, теологом и проповедником Фридрихом Шлейермахером (1768–1834 гг.), пиетизмом, экзистенциалистскими вариантами теологии. Бруннер полагает, что объект-субъектная мыслительная схема неприемлема для выражения веры, и сама альтернатива между объективизмом и субъективизмом в теологии должна быть преодолена. Вера, поскольку она всегда означает встречу с «тайной», «загадкой», выражается в «вопросе и ответе» – вопросах, возникающих у людей в различных обстоятельствах, и ответах, продиктованных не только Словом Божьим, но также и этими обстоятельствами. Рассказывать «историю Адама», с точки зрения Бруннера, значит рассказывать о судьбе человека, его истории. Такой «рассказ» не может быть свободным от заблуждений. Поэтому строгая библейская вера предполагает (а не исключает, вопреки ортодоксии) критическое прочтение библейского учения. Критика Библии в этом смысле является для каждого образованного человека чем-то само собой разумеющимся. Понимание Слова Божьего в соотнесении с историческими обстоятельствами и с тем, как они осознаются людьми, означает обращение в поисках ответа на вопросы человеческого существования не только к Откровению в Иисусе Христе, но и к Откровению в сотворённом мире, в самом человеке, наделённом совестью и разумом. Вот почему в теологии Бруннера большое место занимает разработка философских (гносеологических и этических) проблем. В 1928 г. он читал курс лекций в США, а в 1929 г. издал там книгу «Теология кризиса», способствовавшую возникновению американской неоортодоксии. Затем Бруннер отошёл от основной идеи К. Барта о непреодолимой пропасти между Богом и грешным человеком. В ряде сочинений он высказывается за разработку богословской антропологии (см. Антропология теологическая) и «естественной», философской теологии, что в глазах К. Барта выглядело предательством по отношению к богословию. Бруннер утверждал, что во всеобщих антропологических определениях (разумности, личностности и ответственности человека) заложен некий род «естественного познания» Бога. В своём главном сочинении по богословской антропологии «Человек в противоречии. Христианское учение об истинном и действительном человеке» (1937 г.) он рассматривал человека как существо, противоречивость которого нельзя объяснить ни эмпирически, ни априорно-философски, но лишь в свете веры. Только Божественное откровение позволяет понять дисгармоничность человека, истолковать её противоречием между сотворением «по образу Божьему» и грехом, между первоначальной «отданностью человека Богу» и ложной самостоятельностью человека. Бруннер признавал сохранение и у грешного человека «формальной» богообразности, которая является основой его человечности в двух её главнейших моментах: словесности и ответственности. Он заявлял, что человека можно понять только как «бытие-в-слове», уразуметь, исходя из Слова Божьего. Сущность человека состоит, согласно Бруннеру, в «ответственности перед Божественным Словом». Эта ответственность является не просто атрибутом, но самой «субстанцией человека». В самостоятельном восприятии и возвращении творческого Слова Божьего состоит, по мнению Бруннера, исконное богоподобие человека. Это слово просвечивает в каждом «отвечающем акте» личности, поэтому, настаивает он, не отношение к Богу следует рассматривать в свете разума, но разум в свете отношения к Богу. Бруннер считал, что в центре «естественного» самопонимания человека находится совесть (в этом утверждении он решительно расходится с хайдеггеровским решением проблемы человеческого бытия). За счёт обращения к философии Эмиль Бруннер смягчает бартовский теологический изоляционизм, признавая роль привносимого в веру человеческого элемента. Тем самым он пролагает путь к последующему развитию протестантской теологии (Бонхёффер, теологии родительного падежа), идущей в русле поисков точек соприкосновения христианской веры с современной культурой, с антропологическим поворотом современной мысли. Лит.: Гараджа В.И. Протестантские мыслители Новейшего времени. Концепция человека Эмиля Бруннера. В кн.: От Лютера до Вайцзеккера. Великие протестантские мыслители Германии. М., 1994.



 
PR-CY.ru