БРУНЕЛЛЕСКИ Филиппо

БРУНЕЛЛЕСКИ Филиппо (1377–1446 гг.) – итальянский архитектор, скульптор и учёный. Он создал архитектуру вполне светскую по духу, изящно простую, гармонических пропорций, где как бы совсем исчезает ощущение тяжести камня, борьбы сил, сопротивление материала. Сын нотариуса, Брунеллески учился и работал во Флоренции, около 1402–1409 гг. изучал в Риме античную архитектуру. В 1401 г., участвуя в конкурсе скульпторов (выигранном скульптором и ювелиром Лоренцо Гиберти; 1378–1455 гг.), он выполнил бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака» (Национальный музей, Флоренция) для дверей флорентийского баптистерия. Этот рельеф, выделявшийся реалистическим новаторством, оригинальностью и свободой композиции, явился одним из первых шедевров ренессансной скульптуры. Около 1409 г. Брунеллески создал деревянное «Распятие» в церкви Санта-Мария Новелла. В дальнейшем он работал как архитектор, инженер и математик, став одним из основоположников архитектуры Возрождения и создателей научной теории перспективы. Грандиозный по тому времени (диаметром 42 м) 8-гранный купол, возведённый Брунеллески в 1420–1436 гг. над хором флорентийского собора, – первый крупный памятник ренессансного зодчества и достижение инженерной мысли; купол был построен без опирающихся на землю лесов. Он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. Возвышаясь над городом, купол, с его устремлённостью и гибким упругим контуром, определил характерный силуэт Флоренции. Элементы античного ордера у Брунеллески переосмыслены по-новому, превращены в прелестную декорацию. В здании воспитательного дома (Оспедале дельи Инноченти; 1421–1444 гг.) он вынес арочную галерею на фасад, связав здание с площадью, придав его облику монументальность и вместе с тем лёгкость и приветливость. В Старой сакристии (ризнице; окончена в 1428 г.) церкви Сан-Лоренцо Брунеллески впервые создал характерную для Ренессанса ясную и гармоничную центрическую купольную композицию, структура которой образно выражена заимствованной из античности ордерной системой. Квадратное в плане пространство перекрыто лёгким зонтичным куполом, лежащим на парусах. Самые характерные для него постройки – капелла Пацци с воздушным лёгким портиком и воспитательный дом во Флоренции, в котором весь нижний этаж оформлен в виде приветливой открытой галереи-лоджии. Тип лоджии с полукруглыми арками и широко расставленными тонкими колоннами утвердился потом в архитектуре внутренних дворов ренессансных палаццо. Эти палаццо, обычно трёхэтажные, сложенные из грубо отёсанных (рустованных) каменных квадров, с фасада выглядят довольно суровыми, имитируя крепостной замок, но их внутренние дворы изящны. В этих двориках, окружённых двойным ярусом колоннад, где современному посетителю чудятся тени Ромео и Джульетты, есть особенная поэтичность. В капелле Пацци (во дворе церкви Санта-Кроче; начата в 1429 г.), с её элегантным коринфским портиком и двумя куполами (в портике и самой капелле), особенно наглядно выражены пространственная свобода, цельность и ясная закономерность композиции; выделенные цветом пилястры, антаблемент и арки четко выражают гармоничное соотношение опоры и нагрузки. Брунеллески удачно использовал ордер и в базиликальных церквах Сан-Лоренцо (1422–1446 гг.) и Санто-Спирито (начата в 1444 г.), разделив нефы несущими аркаду колоннами и расчленив пилястрами стены. Стройность колонн и пилястр усиливается помещёнными над капителями отрезками антаблемента. Недостроенными остались дворец партии гвельфов (1420–1442 гг.) и центрическая (8-гранная изнутри, 16-гранная снаружи) церковь Санта-Мария дельи Анджели (начата около 1434 г.). Брунеллески много работал и как строитель укреплений (главным образом в Пизе). Флорентийская школа и во второй половине XV в. оставалась ведущей. Она была, по выражению исследователей, лабораторией художественных идей, которые подхватывались и перерабатывались другими школами. Гуманизм и поэтичность творчества Филиппо Брунеллески, соразмерность человеку его построек, жизнеутверждающая сила его образов, сочетание монументальности и изящества, творческой свободы и научной обоснованности замыслов мастера определили его большое влияние на последующее развитие архитектуры Возрождения. Лит.: Филиппо Брунеллески. М., 1935; Геймюллер Г. Филиппо ди Сер Брунеллеско, пер. с нем., М., 1936.

 
PR-CY.ru