БРИЛЛИАНТОВ Александр Иванович - Страница 2

10 июля 1930 г. он был арестован по так называемому «делу академика Платонова» (Академическому делу) и обвинён в участии в «контрреволюционной организации, возглавляемой Платоновым и ставившей целью свержение власти и восстановление монархического строя». По обвинению в сокрытии от «советского правительства важных архивных фондов государственного значения» были арестованы также С.В. Бахрушин, Н.П. Лихачёв, Е.В. Тарле и др. В феврале 1931 г. А.И. Бриллиантов был приговорён к «высшей мере», которая была заменена пятью годами лагерей с конфискацией имущества, но в 1932 г. он был освобождён, сослан в Тамбов, где и скончался. В отношении времени и места его смерти информация противоречивая. На официальном сайте Правительства Вологодской области сказано, что А.И. Бриллиантов умер 1 июля 1933 г. от дизентерии во время этапа на пути в Свирлаг. На сайте Российской национальной библиотеки утверждается, что он умер в месте ссылки, в Тамбове. Библиографический словарь востоковедов сообщает, что он был осуждён по статье 58 п. 11 и после досрочного освобождения 26 мая 1932 г. умер в ссылке в Тамбове 1 июня 1933 года. Со ссылками на сведения, сообщаемые родственниками, М.Н. Шаромазов пишет, что Александр Иванович предположительно умер в 1934 г. Реабилитирован 30 июня 1989 г. Наибольшей известностью пользуется его магистерская диссертация «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эриугены», не потерявшая своей научной ценности до сих пор. В ней А.И. Бриллиантов глубоко проанализировал и сопоставил богословские и философские взгляды виднейшего представителя западной патристики Аврелия Августина (354–430 гг.), одного из трёх великих «каппадокийцев» Григория Нисского (около 335 – около 394 гг.), создателя и защитника христологической доктрины диофилитства (учения о двух волях во Христе) Максима Исповедника (580–662 гг.), неизвестного автора сборника «Ареопагитики» Псевдо-Дионисия Ареопагита и Иоанна Скота Эриугены (около 810 – около 877 гг.) – одного из крупнейших философов Средневековья. По мнению А.И. Бриллиантова, западная (латинская) патристика исходила из психологизма, т.е. в религиозной антропологии её больше всего интересовал внутренний мир человека, а восточная (греческая) патристика исходила из онтологизма и интересовалась местом человека в мироздании. В этом он видел коренное отличие православного и католического подходов в теологии. Другие работы А.И. Бриллиантова посвящены истории христианства, в частности монофизитскому расколу V в. Докторская диссертация А.И. Бриллиантова по монофилитству осталась незаконченной, а многие его труды до сих пор не опубликованы (в частности, «История развития папской власти в Западной Европе (II–IX вв.)» 1922 г.). Соч.: Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эриугены. СПб., 1898; М., 1998 (репр.).



 
PR-CY.ru