БРАТЬЯ ВАН ЭЙКИ

БРАТЬЯ ВАН ЭЙКИ, Губерт (или Хуберт; 1370–1426 гг.) и  Ян (около 1385/1390 – 1441 гг.) – фламандские живописцы эпохи раннего Возрождения в Нидерландах, основатели нидерландской школы живописи, осуществившие коренной переворот в развитии западноевропейской живописи. Считается, что с начала 1420 гг. Губерт жил в Генте, где обучал брата Яна ван Эйка живописи, исходя из надписи на раме Гентского алтаря в соборе Св. Бавона (полиптих «Поклонение агнцу»), и участвовал в создании этого произведения. Однако в настоящее время это свидетельство подвергается сомнению: есть мнение, что надпись сделана позднее, а вся живопись алтаря выполнена одним автором – его более знаменитым братом. Исследователи склонны признать авторство Губерта лишь за одной картиной – «Три Марии у гроба Христа» (Роттердам), но порой даже само существование Губерта ван Эйка подвергается сомнению. Есть гипотезы, что его образ сочинил брат; к ней подтолкнуло малое количество известных о нём фактов, а также то, что его имя не упоминается нигде, кроме самых известных работ Яна ван Эйка, подписанных обоими именами. Тем не менее, исследователями рассматривается их совместное творчество, хотя в сопоставлении с братом Губерт выступает как художник, творчество которого ещё связано с предшествующим этапом развития. Считается, что их творчество было во многом подготовлено реалистическими завоеваниями мастеров предшествующего поколения – развитием позднеготической скульптуры и особенно деятельностью целой плеяды работавших во Франции фламандских мастеров книжной миниатюры. Оно завершает собой развитие готики и принадлежит к другому этапу исторического развития. Деятельность этих художников почти целиком протекала во Франции, за исключением Брудерлама. Искусство же, созданное на территории самих Нидерландов в конце XIV и в начале XV вв., носило второстепенный, провинциальный характер. Эмиграция художников прекращается вслед за разгромом Франции при Азенкуре в 1415 г. и переездом Филиппа Доброго (или Филиппа III Бургундского; 1396–1467 гг.) из Дижона во Фландрию. Художники находят здесь многочисленных заказчиков (кроме бургундского двора и церкви) среди зажиточных горожан. Наряду с созданием картин они раскрашивают статуи и рельефы, расписывают знамёна, выполняют различные декоративные работы, оформляют празднества. За единичными исключениями (Ян ван Эйк), художники, подобно ремесленникам, были объединены в цеха, чья деятельность, ограниченная пределами города, способствовала образованию местных художественных школ, впрочем, менее обособленных из-за малых расстояний, чем в Италии. Самое знаменитое и крупное произведение братьев ван Эйков («Поклонение агнцу» в соборе св. Бавона) принадлежит к великим шедеврам мирового искусства. См. также Гентский собор и Ян ван Эйк.

 
PR-CY.ru