БРЕВИАРИЙ - Страница 3

Папа Климент VII (1523–1534 гг.) утвердил для частного употребления исправления в гимнарии в составе Бревиария, сделанные епископом Дзаккариа Феррери, который использовал в текстах гимнов аллюзии на образы классической древности. Тот же папа поручил составить новый Бревиарий кардиналу Дж.П. Караффе (1529 г.), но передумал и отдал предпочтение проекту, предложенному испанским кардиналом Франсиско де Лос Анхелесем Киньонесом. Францисканец Ф. Киньонес уже в 1535 г. подготовил и выпустил первое издание нового Бревиария, который предназначался только для частного употребления, в то время как прежний сохранялся для публичной молитвы. Реформа проходила под лозунгами «возврата к источникам», что было отмечено в заглавии («Римский Бревиарий, составленный и построенный, главным образом, из (текстов) Священного Писания и проверенных житий святых»). Другое наименование – «Бревиарий Св. Креста» («Breviarium S. Crucis») – происходит от названия базилики, настоятелем которой был кардинал Ф. Киньонес. Исследователи пишут, что в этом Бревиарии сохранено традиционное для римского обряда еженедельное вычитывание Псалтири, но псалмы были расположены не в библейском порядке, а соответственно их длине и содержанию, по три псалма на каждом часе (два коротких и один длинный) без повторов (перенесение псалмов на другой день запрещалось). В текст Бревиария были введены краткие титулы-комментарии к псалмам. Из четырёх nocturnae (ночных или предрассветных служб) Киньонес оставил только одну с тремя чтениями, зарезервировав для неё самые длинные псалмы и соединив с Laudes (аналог заключительной части византийской утрени), которые потеряли свой гимн. Псалом 118 разделён на 11 частей, которые входят в службы воскресных первого, третьего, шестого и девятого часов. Отменены праздничные псалмы, чтения из житий, вотивные службы и весь певческий материал (антифоны, респонсории, гимны и т.п.; во втором издании они частично восстановлены), но зато увеличен объём чтений из Священного Писания, значительно сокращено число служб святым (санкторал). После разрешения на публикацию в 1535 г., данного папой Павлом III (1534–1549 гг.), уже через год, в 1536 г., Бревиарий Киньонеса выдержал 11 изданий, а за следующие 32 года – более ста. Кардинал Караффа, став папой Павлом IV (1555–1559 гг.), отозвал папское разрешение на издание реформированного Бревиария и хотел ввести в употребление собственный, но его неожиданная смерть помешала осуществлению этих планов. При папе Пии IV (1559–1565 гг.) Бревиарий Киньонеса вновь ненадолго был разрешён. Тридентский собор (1545–1552, 1562–1563 гг.) в связи с нараставшей литургической анархией и ввиду угроз, исходивших от протестантизма, принял решение реформировать литургические книги (вопрос обсуждался на третьей сессии в 1563 г.). Специально созданная комиссия предложила взять за основу проект кардинала Караффы, но папа Пий IV этому воспротивился. При следующем папе Пии V (1566–1572 гг.) комиссия в обновлённом составе постановила вернуться к дореформенному состоянию (до 1535 г.), восстановив Бревиарий Римской курии (отсюда его наименование «restitutum» – «восстановленный»). Исполняя волю Собора, Пий V издал буллу «Quod a nobis» (9 июля 1568 г.), в которой устанавливался 200-летний срок давности для Бревиария, все менее древние запрещались. Таким образом, был сформирован унифицированный, единый для всей католической церкви Бревиарий, который затем также неоднократно реформировался. Собственные Бревиарии сохранили только некоторые монашеские ордена (бенедиктинцы, доминиканцы, кармелиты и премонстранты), а также кафедральные соборы Милана, Аквилеи, Толедо, Парижа, Лиона, Безансона, Кёльна, Мюнстера и Трира. Бревиарий Пия V издавался в двух вариантах: в одном томе (Totum) или в четырёх частях (partes) по временам года. Из-за колебания даты Пасхи в пределах пяти недель (от 22 марта до 25 апреля) службы неподвижных праздников и памятей святых одного тома вновь повторялись в следующем. «Зимняя» часть (hiemalis) включала тексты служб периода Адвента, Рождества Христова и Богоявления, вплоть до субботы перед первым воскресеньем Великого поста (с 26 ноября по 12 марта), в «весеннюю» (vernalis) входили службы Великого поста, Пасхи и Пятидесятницы (с 7 февраля по 19 июня), в «летнюю» (aestivalis) – службы первых 15 седмиц по Пятидесятнице (с 18 мая по 2 сентября), «осенняя» часть (autumnalis) охватывала период с 11-го воскресенья после Пятидесятницы до начала Адвента (с 28 августа по 2 декабря).

 



 
PR-CY.ru