БРЕВИАРИЙ - Страница 2

Возрастание светской власти римских понтификов требовало их постоянного участия в административных делах и частых отлучек из Рима. Поэтому папы, начиная со времён Льва IX (1049–1054 гг.), предпочитали совершать богослужения не в Латеранской базилике, а в своей домовой церкви – часовне св. Лаврентия, называемой Святая Святых (Sancta Sanctorum), тоже входившей в комплекс Латеранского дворца. При этом тексты служб по возможности сокращались, а официальное оформление этих изменений произошло при папе Иннокентии III (1198–1216 гг.), который составил сокращённый чин оффиция для папской курии (Ordinarium Curiae Romanae; сохранилась только копия 1365 г.). При папе Гонории III (1216–1227 гг.) реформированный Бревиарий был воспринят братьями-миноритами, о чём исследователи находят соответствующие указания в Правилах св. Франциска Ассизского (1223 г.) и заглавия францисканских Бревиариев, составленных «по обычаю Римской курии» или «по указанию папы Иннокентия». В 1241 г. папа Григорий IX (1227–1241 гг.) санкционировал внесение новых изменений в Бревиарий для его согласования с уставом и обычаями ордена францисканцев. Редактирование было поручено главе ордена Хеймону (ум. в 1244 г.), который не только исправил очевидные ошибки, но и отделил рубрики Миссала от рубрик собственно Бревиария, добавив при этом новые. Его основная задача состояла в том, чтобы сделать Бревиарий более универсальным и удобным для приватного использования. В 1278 г. папа-францисканец Николай III (1277–1280 гг.) повелел заменить все римские литургические книги на францисканские. Хотя в Латеранской базилике ещё в течение ста лет (до папы Григория XI; 1370–1378 гг.) служили по-старому, новый Бревиарий стал очень быстро распространяться в Европе, так что рукописные Бревиарии XIV–XV вв. большей частью представляют собой францисканскую редакцию Бревиариев Римской курии. Тем не менее, в некоторых диоцезах и кафедральных соборах ещё и в XV–XVI вв. продолжали пользоваться собственными рукописными Бревиариями. В последнее десятилетие XV в. появилось свыше 520 различных печатных изданий Бревиария, в которых также отразились местные традиции. Исследователи говорят, что в основе францисканских Бревиариев лежит галликанская, а не римская редакция текста Псалтири; жёстко зафиксированы библейские чтения; отменено чтение Священного Писания на Пасху и её октаву (аналог византийского отдания праздника), а на праздники святых оно заменено чтениями из творений Отцов церкви; на всех службах есть гимны (введено более 80 новых), встречаются последования праздников Тела Господня (Corpus Domini) и Святой Троицы. По сравнению с Бревиариями Римской курии во францисканских значительно больше памятей святых, причём статус многих повышен за счёт введения октав и новых чтений. Впоследствии это привело к тому, что даже в период Великого поста праздничные службы стали превалировать над будничными. Кроме того, в обновлённый Бревиарий вошло множество апокрифов и легенд (в основном из мартиролога Адона и Liber pontificalis). На completorium (повечерии) было введено пение составленных ещё в XI в. четыре антифона к Пресвятой Деве: Alma Redemptoris, Ave Regina, Regina coeli, Salve Regina. На воскресном первом часе увеличено число псалмов (с трёх до девяти) и добавлен Афанасиев Символ веры, а все службы седмицы завершаются одной и той же воскресной коллектой. Такая замена ежедневно изменяемых молитв одной, общей для всех дней привела к потере целой системы римских седмичных коллект. В позднее Средневековье вычитывание клириками служб суточного круга в удобное для них время стало устойчивой практикой, хотя официально замена общей молитвы на частную считалась исключением, допустимым лишь по необходимости. Поэтому в XVI в. один за другим стали появляться альтернативные проекты, так или иначе упрощавшие или сокращавшие службы оффиция. Но интеллектуалов той эпохи не устраивала «варварская» латынь богослужебных текстов, написанных в Средние века. Покровительствовавший гуманистам папа Лев X (1513–1521 гг.) первым решился на реформирование гимнографической части Бревиария (подготовленный к изданию рукописный проект сгорел во время пожара в Риме в 1527 г.).

 



 
PR-CY.ru