Словарь по христианству Б БРЕВИАРИЙ

БРЕВИАРИЙ

БРЕВИАРИЙ (от лат. «breviarium» – «сокращение») – католическая литургическая книга, содержащая отрывки из Библии, псалмы, гимны, молитвы, сочинения Отцов церкви, используемых во время католического богослужения, последования всех служб суточного, седмичного и годового богослужебных кругов. Книга предназначена, прежде всего, для духовенства, монахов и монахинь, но рекомендуется также и светским лицам. В отличие от других богослужебных книг (Миссала, Понтификала, Ритуала и т.п.), название которых прямо указывает на их содержание, слово «Breviarium» означает лишь «изложение чего-либо вкратце», «конспект», «извлечение», «обобщение». Бревиарий состоит из четырёх частей соответственно временам года, по четыре главы в каждой. Процесс формирования первых Бревиариев начался в XI в. в монастырской среде. Античное христианство было преимущественно «городской» религией, но крушение Западной Римской империи и общий культурный и социально-экономический упадок привели к тому, что церковная жизнь в раннесредневековой Европе сосредоточилась в небольших сельских приходах и монастырях, которые не имели достаточных сил и средств для воспроизведения в полном объёме богослужения Рима и других крупных центров. Реорганизация клира по типу монашеской общины и те изменения, что произошли во всём строе литургической жизни католической церкви при Каролингах, привели к появлению принципиально иных по своему характеру богослужебных книг. Если до VIII–IX вв. основные составляющие римского оффиция (круга суточных служб) – псалмы, песнопения, молитвы, чтения из Священного Писания и т.д. – в соответствии с типом текста содержались в нескольких отдельных книгах (Псалтыри, Сакраментарии, Антифонарии, Лекционарии, Гомилиарии и др.), то постепенно, в связи с тем, что совершение служб суточного круга стало считаться прямой обязанностью одних лишь клириков и монашествующих, а не всей церковной общины, как в первые века, начала проявляться тенденция к созданию более универсальных литургических сборников, включающих в свой состав законченные последования служб одного праздника или отдельного периода года, чтобы даже один священник без помощи большого штата церковнослужителей мог совершать полный круг ежедневных молитвословий. Основным прототипом такого рода книг были Коллектарии, содержавшие первоначально лишь молитвы-коллекты. Позже к ним были добавлены чтения из Священного Писания (capitula), богослужебные указания (ordo officiorum), месяцеслов, пасхальные таблицы, лунник, отдельные песнопения подвижных и неподвижных праздников (proprium de tempore и proprium de sanctis). С XI в. известны также рукописи (так называемые Бревиарии-Миссалы), содержащие чин мессы после третьего часа. Со временем на основе этих книг и возник Бревиарий, причём термин «breviarium» первоначально относился не ко всему сборнику, а только к богослужебным указаниям. В то время как в некоторых ранних рукописях (например, Paris. Bibliothèque Mazarine, конец XI – начало XII в.) материал располагался блоками, соответствующими тем литургическим книгам, откуда они были заимствованы, в XII–XIII вв. утвердилось расположение материала в соответствии с литургическим порядком. Таким образом, процесс возникновения и формирования Бревиария исследователи сравнивают с появлением в византийском ареале в VIII–X вв. гимнографических книг-антологий (Октоиха, Триоди, Минеи), пришедших на смену жанровым сборникам (Кондакарям, Стихирарям и др.). В связи с распространением практики приватного вычитывания служб, а также активной миссионерской деятельностью и массовыми паломничествами возникла потребность в кратких и удобных для ношения литургических рукописях. Для уменьшения их объёма были незначительно сокращены службы, в первую очередь, за счёт певческих текстов и библейских чтений (например, клюнийские Бревиарии XI–XIII в.), так что уже Трирский собор 1227 г. мог обязать всех клириков, находившихся в дороге, иметь у себя Бревиарий. Наиболее значимым для рождения классического Breviarium Romanum стало появление в XIII в. нищенствующих орденов, которые жили общинами в миру, а не в монастырях и часто вычитывали службы оффиция как личное ежедневное молитвенное правило.

 



 
PR-CY.ru