Словарь по христианству Б БРАТЬЯ СВОБОДНОГО ДУХА, спиритуалы

БРАТЬЯ СВОБОДНОГО ДУХА, спиритуалы

БРАТЬЯ СВОБОДНОГО ДУХА, спиритуалы – еретическое движение западного Средневековья, появившееся в середине XII в. в Германии и Фландрии и распространившееся почти по всей континентальной Европе. Под этим именем средневековые ересеологи называли различные крайние, квиетистско-пантеистические направления в мистике XIII–XV вв. Долгое время наука считала братьев свободного духа особой сектой, выросшей из светских кругов и именно поэтому будто бы отмежевавшейся так резко от церкви. В отличие от катаров и вальденсов это движение не имело организованной структуры и представляло собой смесь не всегда взаимосвязанных групп, часто бродячих. Основателем движения одни считали осуждённого в 1210 г. парижского профессора Амальриха из Бенны, истоки воззрений которого лежали в неоплатонизме жившего в Париже немецкого схоласта Гуго Сен-Викторского (1096–1141 гг.); другие – Артлиба (Ортлиба), выступившего в 1212 г. в Страсбурге с оригинальным учением о духе (он учил, что человек должен «воздерживаться от внешнего и следовать внушениям Духа внутри себя»). В последующем в науке подчёркивалась тесная связь этого пантеистического течения с ортодоксальной мистикой сен-викторской школы, неоплатонический мистицизм которых был только доведён до логических пределов в полумонашеских общинах экзальтированных бегардов и бегинок. В результате и получилась доктрина братьев свободного духа. Первые сведения о существовании такого учения даёт Альберт Великий (около 1200 – 1280 гг.). С их учениям знакомят письма Кёльнского архиепископа (1306 г.) и Страссбургского епископа (1317 г.), а также эдикты (1311 г.) папы Климента V (1305–1314 гг.) и (1330 г.) папы Иоанна XXII (1316–1334 гг.). Эти документы приведены у известного лютеранского богослова, геттингенского профессора Иоанна-Лоренца Мосгейма (1694–1755 гг.) в его сочинении о беггардах. В основных чертах, повторяющихся у самых различных кружков, учение сводится к следующим положениям: всё существующее есть Бог, человек есть Бог, нет различия между Богом и человеком. Человеческая душа субстанционально тождественна с Богом; существующее противоположение кроется в человеческой греховности; избавиться от неё можно, растворившись в Божестве; для «совершенного» нет этического дуализма, все его поступки божественны. Иначе говоря, разделение между Богом и человеком было причинено грехом, но единение может быть восстановлено через сознание его возможности и необходимости. Посредством аскетизма и мистических практик человек может достигнуть тождества с Богом и соответственно свободы от греха. Человек, познавший Бога и принявший дары Святого Духа, обретает рай уже на земле. В этом состоянии уже не может быть никакого греха; всё, что человек делает, хорошо, потому что он стоит выше всяких различий. Добродетель есть нечто второстепенное и относительное. Человек больше не нуждается в церкви и нравственном законе, поскольку все его дела совершенны. Поэтому всё, что связывает «свободный дух» (церковная иерархия, спасительные христианские таинства, сама церковь, даже авторитет Священного Писания, как и всякий закон), должно быть отвергнуто.

 



 
PR-CY.ru