Словарь по христианству Б БРАМАНТЕ Донато - Страница 3

БРАМАНТЕ Донато - Страница 3

В самом деле, замысел, связанный с «исторической» реконструкцией Рима, был недвусмысленно изложен в памятной записке, направленной папе Льву X (1513–1521 гг.). Её, скорее всего, написал Рафаэль Санти (1483–1520 гг.) при непосредственном участии или, во всяком случае, в соответствии с идеями Браманте. В Темпьетто получила законченное выражение идея центрально-купольного сооружения, типовой образец церковного здания, который послужил зародышем проекта, который Браманте положил в основу реконструкции собора Святого Петра в Ватикане. Здесь Браманте достиг наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии. Темпьетто – это метод, который он разработал, отталкиваясь от теории Витрувия; он состоит в перенесении какого-то одного модуля на всю композицию. В данном случае речь идёт о перенесении идеи концентрических колец, восходящей к определённой формальной величине (колонне), с тем, чтобы обеспечить пропорциональное соотношение между отдельными элементами и целым. Этот метод мог быть также применён и в масштабах города в качестве принципа соотношения отдельного здания с остальной застройкой. В Темпьетто исследователи легко прослеживают, как пластическая форма колонны гармонически переносится на круговой периптер, цилиндрический объём капеллы, балюстраду и полукруглый купол. Однако они говорят не о чисто числовой прогрессии, а о конкретных пластических формах. «Модуляции» подлежит, прежде всего, изменение светотени при переходе от лёгких стволов колонн к цилиндрическому объёму капеллы, от свободной игры света и воздуха в балюстраде к сферичности купола. Маленькое здание было задумано как центр «реального» пространства, о чём свидетельствует глубокий перспективный проём окон, наводящий на мысль о стягивании лучей к центральной оси: ведь храм строился как центр и ось вселенной, мира. Всякий, попадавший в это идеальное место, должен был проникнуться его центричностью, т.е. понять, что здесь не только точка схода, но и исхода лучей бесконечного мирового пространства. Современники Браманте, например, итальянский архитектор-маньерист позднего Ренессанса из школы Фонтенбло Себастьяно Серлио (1475–1554 гг.), отмечали, что если перспективные проёмы окон наводят на мысль о сходе пространственных лучей в пластическом ядре здания, то эффект их исхода изнутри достигается с помощью оптических приёмов, которые создают представление о более обширном и высоком внутреннем помещении, чем это есть на самом деле. Строг и величав завершённый Браманте в 1499–1511 гг. фасад дворца Канчеллерия (его внутреннему двору с двумя ярусами изящных аркад он придал лёгкость и пластичность). Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500–1504 гг.), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Исследователи утверждают, что зодчему принадлежит также идея придать единообразие римскому градостроительству. Он сам разработал типовые образцы гражданских и церковных зданий. Построенный им для себя дом (1509 г.), перешедший затем к Рафаэлю (рустованный нижний этаж и второй с окнами между сдвоенными колоннами), также представлял собой образец дома, пригодного как для отдельной постановки, так и для включения в состав улицы. Высшим достижением Браманте являются его ватиканские сооружения. Ватиканские дворы – это уже не скромные дворы сооружений XV в. – интимные и уединённые. Они предназначены для торжеств папской знати, для шествий и театрализованных действий. Открытые пространства, наполненные воздухом и солнцем, величественная ниша-экседра, монументальные здания – всё это подчёркивало силу папской власти. Другой крупнейшей работой Браманте является грандиозный собор Святого Петра в Риме, который он проектировал и строил до конца жизни. На месте, где в настоящее время находится собор Святого Петра, в период раннего Средневековья существовала древняя базилика Святого Петра, относящаяся к IV в. К XV в. она пришла в ветхость, и возникла необходимость сооружения нового храма. Проект перестройки собора связан с порученным Микеланджело Буонарроти (1475–1564 гг.) проектом гробницы папы Юлия II, которая должна была быть поставлена под куполом, над гробницей Святого Петра в крипте собора. Проект Микеланджело не был осуществлён, но его идеи воплотились во многих центрально-купольных зданиях Италии и других стран.

 



 
PR-CY.ru