Словарь по христианству Б БРАМАНТЕ Донато

БРАМАНТЕ Донато

БРАМАНТЕ Донато (Донато ди Аньоло ди Паскуччо; 1444–1514 гг.) – итальянский архитектор эпохи Возрождения, открывший краткий период так называемого римского классического искусства и определивший своим творчеством пути развития архитектуры XVI в. Он родился в Монте Асдруальдо, близ Урбино. Его родители были людьми бедными. Тем не менее, в детстве Донато обучался не только читать и писать, но и арифметике. Отец, видя его большую любовь к рисованию, рано приобщил Донато к живописи. Первоначально Браманте готовился к деятельности живописца у Фра Карневале (около 1420/1425 – 1484 гг.), возможно, юность провёл в Урбино, где воспринял передовые гуманистические идеи представителя Раннего Возрождения Пьеро делла Франческа (около 1420–1492 гг.), учился у Лучано Лаураны (1420–1479 гг.) и Мелоццо да Форли (1438–1494 гг.). Вначале Браманте переезжал из города в город, однако его труд не приносил ему ни больших денег, ни высокой чести, т.к. он не имел ещё ни имени, ни положения. Первый период его творчества связан с Миланом (1472–1499 гг.), где он познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.). Вначале Браманте выступал как живописец, что отразилось и в первой его архитектурной работе – перестройке старинной церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479–1483 гг.): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, он использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор. Он стремился к тому, чтобы купол собирал и завершал своей полусферой равноценные пространственные отрезки, а поскольку ограниченная площадь церкви не давала ему возможности развить хор пропорционально протяжённости главного корабля и трансепта, Браманте создал видимость хора из искусственного мрамора (стукко), умело используя иллюзионистские возможности перспективы. Кажущаяся глубина как визуальная данность тождественна глубине реальной: пространство для Браманте являлось уже не универсальной структурой, а грандиозным слепком с действительности. Там же он осуществил гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы «Снятия с креста». Последним и наиболее значительным его строительным предприятием в Милане является хор в церкви Санта-Мария делла Грацие (1492–1497 гг.), хотя здесь идеи Браманте были плохо поняты торопливыми и недостаточно подготовленными исполнителями. Он создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом; цельность замысла здесь сочетается с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Купол, опирающийся на высокий барабан, украшенный галереей со спаренными арками, чередующимися с пилястрами, возвышается над огромным кубом главного объёма, стороны которого (за исключением той, которая ведёт в главный неф) переходят внизу в широкие полукружия трёх апсид. По его замыслу, стены служат тонкими перегородками между внутренним и внешним пространством, чем создаётся впечатление, будто воздух, заключённый во внутренних помещениях, давит на оболочку стен и выходит наружу через многочисленные проёмы; монументальное сооружение как бы на глазах увеличивает свой объём. Оно облегчается большими окнами, которые разрежают внизу стену, а вверху – круговой лоджией барабана. Мелкие же украшения образуют складки на поверхностях, щедро обращённых к свету. Браманте не искал средних пропорциональных величин, а старался создать впечатление непрерывности перехода, используя для этого способность человеческого зрения переходить (как это случается, например, при созерцании природных явлений) от большого к малому и от малого к большому. Для достижения такой непрерывности или возможности перехода от одной величины к другой Браманте стремился к унификации масс, к построению здания как единого природного организма (эту же тему он последовательно реализовал и в Риме при проектировании перестройки собора Святого Петра). В 1488 г. Браманте вместе с другими мастерами участвовал в строительстве собора в Павии (1488–1492 гг.). Ему принадлежит и основной замысел собора с куполом, возведённого на трёх нефах, высоко поднятым на восьми стройных столбах над обширным средокрестием, с тем, чтобы свести воедино весь пространственный объём здания.

 



 
PR-CY.ru