Словарь по христианству Б БРАДУАРДИН, Брадвардин Томас

БРАДУАРДИН, Брадвардин Томас

БРАДУАРДИН, Брадвардин Томас (1290–1349 гг.) – философ, математик и механик, старший представитель группы оксфордских калькуляторов из Мертон-колледжа, членом которого он был с 1323 г., схоластик, прозванный за свою учёность «doctor profundus» («глубокий доктор»). В качестве проповедника Брадвардин сопровождал короля Эдурада III (1327–1377 гг.) в его походах во Францию. В 1359 г. он был выбран Кентерберийским архиепископом и в том же году умер от чумы. Заметный интерес для исследователей представляет трактат Брадвардина «О теоретической геометрии» («De geometria speculativa»), где он рассматривает звёздчатые многоугольники, получаемые из правильных выпуклых многоугольников путём продолжения их сторон до пересечения (начиная с пятиугольника). Из этих звёздчатых многоугольников первого порядка таким же путём получаются звёздчатые многоугольники второго порядка (начиная с семиугольника), и так далее. Брадвардин установил общее правило для нахождения суммы внутренних углов таких звёздчатых многоугольников. Он занимался также изопериметрическими свойствами многоугольников, круга и шара, подробно обсуждал проблему углов касания, учение о пропорциях, теорему о существовании только пяти правильных многогранников и рассматривал вопрос о заполнении пространства правильными телами. В трактате «О пропорциях скоростей при движении» («De proportionibus velocitatum in motibus», 1328 г.) Брадвардин сформулировал гипотетический закон, связывающий скорость движения тела, движущую силу и сопротивление среды. Согласно этому закону, отношение движущей силы к сопротивлению среды связано со скоростью тела показательной зависимостью. «Трактат о континууме» («Tractatus de continuo») посвящён учению о непрерывном и дискретном, лежащему на границе между физикой, математикой и философией. Брадвардин придерживался взглядов Аристотеля на бесконечную делимость континуума и критиковал атомистическую концепцию континуума, выводя из неё разнообразные противоречивые следствия. Ему также принадлежат трактаты «О теоретической арифметике» («De arithmetica speculativa»), «О квадратуре круга» («De quadratura circuli»), «Искусство памяти» («Ars memorative»). Путём применения математического метода исследования Брадвардин обосновал рационалистическую систему теологии. Изучение посланий апостола Павла внушило ему убеждение, что наше спасение зависит не от богоугодных дел, а единственно от воздействия на нас Божьей благодати. Эту мысль он развил в своём главном сочинении «De Causa Dei contra Pelagium» (1618 г.). Учение Брадвардина о милости Божьей было преобразовано его учеником, английским реформатором Джоном Уиклифом (1320/1324 – 1384 гг.) в учение о предопределении.

 
PR-CY.ru