БРАГСКИЙ ОБРЯД

БРАГСКИЙ ОБРЯД – один из местных вариантов римского обряда, практиковавшийся с XII–XIII вв. в кафедральном соборе г. Брага (Северная Португалия) и в некоторых приходах Брагского архиепископства. Элементы Брагского обряда встречаются также в богослужении малабаро-католической церкви (Индия). Первое упоминание о брагской литургической практике встречается в послании папы Римского Вигилия (537–555 гг.), отправленном в 538 г. епископу Браги Профутуру в ответ на его запрос об особенностях римского богослужения. Через несколько лет на I Брагском соборе (561 г.) были приняты каноны, изменявшие богослужебную практику в соответствии с его указаниями. Из актов Собора исследователям также известно, что в архиепископстве вводился единый чин вечернего и утреннего псалмопения, отличный от монашеского (первый канон), унифицировалась лекционарная система (второй канон) и запрещалось употребление за богослужением иных гимнографических сочинений, кроме псалмов и текстов из канонических писаний Ветхого и Нового Заветов (двенадцатый канон). Изменение политической ситуации на Пиренейском п-ове привело к унификации литургической практики в этом регионе, что нашло свое отражение во втором каноне IV Толедского Собора (633 г.), который устанавливал единое богослужение во всех церквах Испании и Нарбонской Галлии. Акты Собора были подписаны и архиепископом Браги Юлианом, и богослужение там стало совершаться по испано-мосарабскому обряду. В 716 г. Брага была до основания разрушена сарацинами и восстановлена только в 1070/1071 г. (с этого времени исследователи говорят о развитии собственно Брагского обряда). До 1076 г. богослужение в Браге, по-видимому, совершалось по испано-мосарабскому обряду. Однако при папе Римском Григории VII (1073–1085 гг.) в испанских землях повсеместно насаждался римский обряд. Через год после Собора в Бургосе (1080 г.), одобрившего действия папы, в Браге вводится римский богослужебный чин. Тем не менее, брагское духовенство продолжало изредка пользоваться богослужебными книгами по испано-мосарабскому обряду, а отдельные элементы этого обряда перешли и в Брагский обряд, который в качестве самостоятельной традиции упоминается в источниках с XIII в. До середины XVI в. богослужебная практика кафедрального собора Браги была абсолютным авторитетом для всего архиепископства настолько, что Римская церковь совсем перестала упоминаться в источниках как образец для подражания. От XII в. сохранились полные литургические рукописи брагского происхождения: так называемый Миссал Матеуса, найденный в 1925 г., и Понтификал; от XIII в. – только один Понтификал. В самом раннем из сохранившихся брагских Бревиариев, так называемом Бревиарии Суэйру, по содержанию относящемуся к XIV в., заметны внешние влияния, прежде всего, галликанского обряда. Для некоторых служб имеются параллели только в клюнийских монашеских Антифонариях и Лекционариях, а также в богослужебных рукописях Аквитании. Лишь после издания Breviarium Quignones (см. Бревиарий) приходы Брагского архиепископства стали переходить на собственно римские литургические книги. В XVII–XVIII вв. архиепископы Браги стремились сохранить право на особое богослужение и не раз обращались в Рим с просьбой разрешить службу more bracarense («по обычаю Браги»), однако уже в решениях Синода 1594 г. и в Статутах кафедрального капитула (церковного совета при архиепископе) от 18 октября 1600 г., признававших решения Тридентского собора (1545–1563 гг.), официально подтверждалось сохранение «обычаев Браги». В шестой главе Статутов утверждалось, что канонические часы и служба по усопшим должны читаться согласно местным Бревиариям и Псалтирям. При этом для частного употребления и на мессах без пения чаще использовались римские книги. В конце XIX в. противостояние сторонников и противников Брагского обряда, хотя уже и очень близкого к римскому, привело к церковному расколу. Только после того как издание книг Брагского обряда было одобрено конституцией папы Бенедикта XV (1914–1922 гг.) «Sedis huius apostolicae», в 1920–1922 гг. был переиздан первый печатный брагский Бревиарий 1494 г. (Breviarium bracarense), а в 1924 г., после буллы «Inter multiplices», – первый печатный Миссал 1498 г. (Missale bracarense). Большую роль в возрождении Брагского обряда сыграл епископ Мануэл Виэйра ди Матуш (1915–1932 гг.). После второго Ватиканского собора Брагский обряд был признан равночестным с римским. См. также Западные литургические обряды

 
PR-CY.ru