БОФФ Леонардо - Страница 2

Конституирующими народную церковь чертами Бофф считал, прежде всего, её демократизм и ориентацию на народную культуру. «Народ» в народной церкви «понимается не как безликий прихожанин, получающий причастие или усваивающий урок катехизиса, а скорее – как активный член, участвующий во всех делах наравне и вместе со священником, епископом, а временами и с самим кардиналом, вступившими на этот церковный путь». Сама же народная церковь должна быть рассмотрена как социологический факт – особый способ быть церковью. «Вместо церкви-общества со строгой, централизованной, иерархической и безликой системой власти возникает церковь-община, более справедливо распределяющая священную власть». При этом Боффа не устраивает трактовка «народа» как в тоталитарных идеологиях (якобинство, нацизм, фашизм, популизм), так и в культурной антропологии, где понятие народа соответствует понятиям «нации» и/или «население», принадлежащего к одной культуре. Он считает, что народ не есть данность, а возникает (конституируется) во взаимодействии групп в результате создания проекта и его воплощения в определённой практике. Согласно Боффу, народ как социологическая категория включает в себя: 1) наличие комплекса взаимодействующих между собой ассоциаций; 2) осознание своего положения между «массой» и «элитой», что предполагает борьбу и сопротивление; 3) выработку эгалитарного проекта и равного участия всех в общественных процессах; 4) социально-историческую практику, преобразующую общественные отношения  с целью создания нового, более эгалитарного общества, допускающего широкое участие людей в общественных делах; 5) аксиологическое измерение (способность вбирать в себя разные группы). Церковь должна не участвовать в иерархическом распределении власти в обществе, а посредничать во взаимодействии общества с низовыми религиозными общинами, включая последние в активную политическую жизнь. Отсюда те характеристики народной церкви, которыми она должна обладать как историческая конкретизация народа Божьего: 1) социологически церковь должна быть народной, объединяющей бедняков и/или маргиналов в религиозные общины совместно со священниками и иными религиозными деятелями, которые социологически также составляют народ и выступают в защиту бедных; 2) в социальном плане церковь должна быть церковью бедных; 3) в социально-политическом плане это должна быть церковь борьбы за освобождение; 4) субъектно она должна выступать как религиозное социально-политическое движение, основанное на принципах открытости и векторно направленное из центра к периферии, куда перемещается центр религиозной жизни из атеистической Европы; 5) в исторической перспективе это должна быть церковь, укоренённая в самом базисе обществе и исходящая из него (при этом базис трактуется и как организованный народ, и как политико-экклезиологическое понятие: из базиса рождается общность, препятствующая возникновению авторитарной власти; 6) идеологически это должна быть церковь политической святости – она занимает конфронтационную позицию по отношению к обществу, основанному на несправедливости и насилии, порождающих нищету большинства; 7) наконец, это церковь, выполняющая принятые решения (в этом смысле – церковь дисциплины), проповедующая принципы любви, солидарности и жертвенности, и принципиально открытая для всех, кто принимает эти принципы.

 



 
PR-CY.ru