БОТТИЧЕЛЛИ Сандро - Страница 4

В 1480 гг. Боттичелли написал большое количество Мадонн, среди которых особенной известностью пользуется тондо, обычно называемое «Маньификат» (1483 г., «Мадонна во славе», Флоренция, Уффици). С тонким чувством ритма вписал здесь художник в форму круга фигуры Мадонны, Младенца и пяти ангелов. Красочная гамма картины строится на сочетании малинового, красного, синего, сиреневого и золотистого цветов. Боттичелли меньше удавалось сложносочинённое целое, его сила – в отдельных лицах, фигурах и группах. Острота воссоздания характеров, тонких, еле уловимых нюансов внутреннего состояния человека отличает его портреты (например, портрет Джулиано Медичи, 1470 гг., галерея Академии Каррара, Бергамо). В последний период творчества Боттичелли болезненное беспокойство художника сменилось настроением мрачного отчаяния. Оно было связано, несомненно, с бурным развитием событий во Флоренции в конце XV в. Ещё при жизни Лоренцо Великолепного в городе появился проповедник, доминиканский монах Джироламо Савонарола (1452–1498 гг.), выступивший с резкими обличениями папства и предсказавший погрязшей в грехах Италии близкую погибель. Проповеди возглавившего оппозицию против Медичи Савонаролы имели успех, особенно возросший после смерти Лоренцо в 1492 г. (сменивший Лоренцо его сын Пьетро не сумел упрочить пошатнувшийся авторитет дома Медичи). Боттичелли становится приверженцем Савонаролы, который восставал не только против тирании Медичи, но и против «языческого» искусства, устраивая на улицах города аутодафе, сжигая картины и книги гуманистов. Его искренний фанатизм и республиканский пафос увлекли и самих гуманистов, особенно из числа поклонников Платона и «бестелесной красоты». Теперь Боттичелли навсегда порывает с античными мотивами и сюжетами, не изображает больше обнажённых фигур, пишет неоготические по духу и по форме «Оплакивания Христа» и «Положение во гроб». Когда в 1494 г. в Италию впервые вторглись французские войска, это было воспринято как начало исполнения грозных пророчеств Савонаролы. Проводившие двусмысленную политику по отношению к французам Медичи были изгнаны из города, и на время во главе республики фактически оказался Савонарола. Потрясшие Флоренцию социальные движения и мистические проповеди Савонаролы, а затем и его трагическая смерть (он был обвинён в ереси и казнён во Флоренции в 1498 г.) произвели сильное впечатление на Боттичелли. В его искусстве появляются морализаторские ноты, драматизм и религиозная экзальтация. В последних работах Боттичелли – двух «Оплакиваниях Христа» (обе около 1500 г., Милан, музей Польди-Пеццоли и Мюнхен, Старая Пинакотека), в картинах «Покинутая» (около 1490 г., Рим, собрание Паллавиччини) и «Сцены из жизни св. Зиновия» (около 1505 г., Дрезден, Картинная галерея, Лондон, Национальная галерея и Нью-Йорк, Метрополитен-музей) – звучат трагические ноты отчаяния. Изящество, богатство красок и праздничную нарядность его прежних картин сменяют глухие каменные стены вместо фона, сумрачный колорит, резкая напряжённость движений. Контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряжённость рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о кризисе мировосприятия художника. Умер Боттичелли, пережив и Медичей, изгнанных из Флоренции, и Савонаролу, сожжённого на костре, и свою собственную славу, – обедневшим и забытым. Судьба его творчества удивительна. Впитавшее в себя лучшие традиции итальянского искусства XV в., оно не только отразило глубокие противоречия духовной жизни Флоренции конца XV в., но и оказалось неожиданно близким и прошлому, и будущему – готическому прошлому и далёкому будущему XIX в., когда прерафаэлиты, боровшиеся против условностей викторианской эпохи и ориентировавшиеся на эстетические идеалы Средневековья, заново открыли Боттичелли и положили начало его вторичной славе. Но здесь не только случайная заслуга прерафаэлитов: искусство Боттичелли действительно в чём-то созвучно мироощущению современников Бодлера, Эдурада Мане, даже Модильяни. Обнажился подспудный образный слой, ранее не замечаемый, может быть, неведомый и самому Боттичелли. Если не знать имени художника, можно подумать, что картина «Покинутая», где одинокая женщина рыдает на каменных ступенях возле запертой двери, написана в конце XIX в. Из всех флорентийских художников конца XV в. к Боттичелли ближе всего стоял его ученик, сын Фра Филиппо Липпи, Филиппино Липпи (1457–1504 гг.) – тонкий колорист и изобретательный декоратор, однако лишённый темперамента и поэтичности своего учителя (в собрании Государственного Эрмитажа он представлен прекрасной картиной «Поклонение младенцу»). Лит.: Гращенков В., Сандро Боттичелли, М., 1960; Боттичелли. Сб. материалов о творчестве. Пер. с франц., англ., итал., М., 1962; Смирнова И., Сандро Боттичелли, М., 1967.



 
PR-CY.ru