Словарь по христианству Б БОТТИЧЕЛЛИ Сандро

БОТТИЧЕЛЛИ Сандро

БОТТИЧЕЛЛИ Сандро (собственно Алессандро ди Мариано Филипепи; 1445–1510 гг.) – итальянский живописец, самый яркий представитель флорентийской школы позднего кватроченто. В его творчестве нашла отражение вся сложность и противоречивость флорентийской культуры конца XV в. Около 1465–1466 гг. Боттичелли учился у Фра Филиппо Липпи (около 1406 – 1469 гг.), несколько напоминая в ранних произведениях своего учителя обилием портретов и богатством деталей. Такова, например, его картина «Поклонение волхвов» (около 1475 г., Лондон, Национальная галерея), в которой в виде волхвов представлены члены семейства Медичи и их приближённые. Однако уже в ней обращает на себя внимание необычайная выразительность и одухотворённость образов, значительно превосходящих всё, что было создано его учителем (эта яркость образов в зрелых произведениях художника сочетается с какой-то болезненной надломленностью). В начале творчества Боттичелли выступает как типичный представитель раннего флорентийского Возрождения. Его ранним работам свойственны спокойные образы, типичные для зрелого кватроченто, ясное построение пространства, чёткая светотеневая лепка, подробное повествование и интерес к бытовым деталям: «Поклонение волхвов» и диптих «История Юдифи» (1470–1472 гг., Флоренция, галерея Уффици). В ряде других ранних произведений Боттичелли – аллегория «Сила» (1470 г., Флоренция, галерея Уффици) и «Св. Себастьян» (1474 г., Берлин-Далем, Картинная галерея) – заметно влияние скульпторов и живописцев Андреа Верроккио (1435–1448 гг.) и Антонио Поллайоло (1429–1493 гг.). В конце 1470 гг. Боттичелли сближается с семейством Медичи и группировавшимися вокруг него гуманистами. Именно в атмосфере двора Медичи в его творчестве усиливаются черты утончённости и аристократизма, складываются особенности ярко индивидуальной манеры художника: неповторимо боттичеллиевское нервное изящество линий, хрупкость вытянутых фигур. Картины Боттичелли оставляют у исследователей двойственное впечатление. Этапы его творчества совпадают с этапами духовной жизни Италии, но на всех этапах он оставался самим собой, особенным, тотчас же узнаваемым (исследователи считают Боттичелли наиболее индивидуальным по стилю художником среди всех мастеров кватроченто). Созданные им образы всегда где-то на грани «бестелесной красоты» и утончённой чувственности, а в слиянии того и другого возникает идеал «вечно женственного». Поэтически обобщённые чувственные языческие образы проникнуты возвышенной одухотворённостью в картинах на античные и аллегорические темы «Весна» (около 1477–1478 гг.), «Рождение Венеры» (около 1483–1484 гг.), «Паллада и кентавр» (около 1485 г.; все в галерее Уффици, Флоренция). Красочные и нарядные, созданные для того, чтобы радовать взор, они, вместе с тем, всегда полны какого-то внутреннего болезненного горения. Одушевлённость ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность лёгких, трепетных линий, прозрачность холодных, изысканных, словно сотканных из рефлексов, красок создают атмосферу мечтательности, светлой лирической грусти. Овеяны грустью его «Мадонна дель Маньификат» (около 1482–1483 гг.), «Мадонна с гранатом» (1487 г.; обе в галерее Уффици, Флоренция), их взгляд выдаёт затаённую боль, а композиция, которая приобрела здесь классическую стройность, обогащается прихотливой игрой линейных ритмов. Именно в этом внутреннем состоянии и настроении и концентрирует своё внимание Боттичелли. Оттенок тревоги, смутного беспокойства проскальзывает и в ряде других его работ: в выполненных в 1481–1482 гг. фресках в Сикстинской капелле Ватикана («Сцены из жизни Моисея», «Наказание Корея, Дафана и Авирона» и др.), где величественная гармония пейзажа и памятников античной архитектуры сочетается с внутренним напряжением сюжетного рассказа, многообразием портретных образов. В начале 1480 гг. папа Сикст IV (1471–1484 гг.) пригласил в Рим самых выдающихся художников Италии, чтобы украсить основанную им в Ватикане и носящую его имя капеллу. Во фресках Сикстинской капеллы на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов  в полной мере проявились черты зрелого стиля Боттичелли. Эти сцены полны необычайной экспрессии. Возбуждённые лица, горящие глаза, беспокойные движения – всё переносит нас в мир лихорадочной фантазии художника.

 



 
PR-CY.ru