БОСХ Иероним ван Акен - Страница 7

В Средние века имя художника не было существенным, важно было лишь то, что его творение прославляет Бога. В середине XV в. ценность картины начинает определяться мастерством её автора, оригинальностью замысла. Появление новых сюжетов влечёт за собой разработку новых форм, и этот процесс развивается как по инициативе самих художников, так и под влиянием заказчиков. Заказчиками и почитателями Босха во времена самой свирепой инквизиции были самые высокопоставленные особы. Так, «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии (с 1478 по 506 гг.) Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» – Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях (в спальне резиденции-монастыря в Эскориале) испанского короля Филиппа II из династии Габсбургов (1527–1598 гг.), яростно преследовавшего еретиков (чтобы он мог на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры). Возможно, побудительным мотивом в создании фантасмагорических триптихов, где погрязшее в грехах человечество подвергается заслуженной каре, стали для Босха популярные в то время апокалиптические предсказания астрологов. Во всяком случае, он не был одинок в своих исканиях: необычайно близки его фантастически чудовищным образам были работы другого нидерландского мастера, его современника, Яна Мандейна (1500/1502 – 1559/1560 гг.). Лишь в самом конце XVI в. впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 г. это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи, и только Босх – таким, каков он изнутри. В эпоху Реформации, наступившей через год после смерти Босха, ранняя нидерландская живопись и скульптура понесли огромный урон. Протестанты упраздняли монастыри и аббатства, безжалостно уничтожали иконы и статуи, украшавшие католические храмы, рассматривая обычай изображения святых как недопустимый пережиток язычества. Особенно бурный характер иконоборческое движение приняло в Нидерландах, где в 1566 г. было разгромлено свыше 5 тыс. церквей и монастырей. В 1629 г. Хертогенбос был отвоёван у испанцев голландскими войсками принца Фредерика-Генриха. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Иоанна, бесследно исчезли. Иероним Босх оказал сильное влияние на всё последующее развитие нидерландской школы живописи. Главным продолжателем заданного им направления в искусстве был последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах Питер Брейгель Старший (1525–1569 гг.). Известно, что представитель немецкого Возрождения, живописец и график Лукас Кранах Старший (1472–1553 гг.) во время поездки в Нидерланды в 1508–1509 гг. копировал алтарь Босха «Страшный суд». Отзвуки его художественных идей исследователи отмечают в творчестве и многих других мастеров Запада. Иероним Босх, который пользовался большой популярностью у людей искусства XVI–XVII вв., был совершенно забыт в XVIII в. и снова стал востребованным лишь в XX в., в эпоху появления экспрессионизма и сюрреализма.



 
PR-CY.ru