Словарь по христианству Б БОСХ Иероним ван Акен - Страница 2

БОСХ Иероним ван Акен - Страница 2

Удивителен подход художника и к решению пространственных задач. В больших фантасмагориях он создаёт и неопределённое пространство, в котором множество движущихся фигур выстроено в горизонтальные или волнистые цепочки, образующие единый передний план. В некоторых картинах отсутствует перспектива, но даже там, где она есть, художник смотрит на изображаемый мир как бы сверху, как наблюдатель. Вместе с тем картинам Босха присущ некоторый архаизм; они плоскостны и декоративны, т.к. художник стремится свести все основные формы к выразительным силуэтам. О внимательном наблюдении художником природы говорят пейзажи, занимающие в ряде произведений значительное место. Несмотря на многочисленные наблюдения исследователей и точные характеристики особенностей картин Босха, его мир, тем не менее, и сегодня в целом остаётся неразрешенной загадкой. Иероним Босх родился в большой семье потомственных художников. Живописью занимались его дед Ян ван Акен, двое дядей, отец – Антонис ван Акен и его брат Гооссен, который в 1478 г. унаследовал отцовскую мастерскую. Дед по отцовской линии (Ян ван Акен, умерший в 1454 г.) расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери, и, возможно, именно он – автор «Распятия» для собора Св. Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда ещё только строившегося. Мать происходила из семьи резчика по дереву. Иероним был с детства окружён художественной средой, приобщился к семейным художественно-ремесленным традициям. Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомился с искусством одного из крупнейших мастеров нидерландской живописи XV в. Рогира ван дер Вейдена (1399/1400 – 1464 гг.), Дирка Боутса Старшего (около 1415 – 1475 гг.), оригинального, но рано умершего мастера Гертгена тот Синт Янса (1460/1465 – до 1495 гг.), влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества (в 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем). Исследователям известно, что он не испытывал недостатка в средствах (хотя платил большие налоги), прежде всего, благодаря заключённому между 1478 и 1481 гг. браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, которая принесла в приданое солидное состояние и передала мужу право им распоряжаться. Но брак не был особо счастливым (супруги не имели детей), хотя дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, Босх мог позволить себе писать так, как хотел. Немногие точные факты биографии художника почерпнуты исследователями из книг счетов Братства Богоматери, с которым связана вся его жизнь и жизнь многих членов его семьи. Светские братства были в то время очень многочисленны и играли важную роль в религиозной и общественной жизни. Братство Богоматери было основано в 1318 г. группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Св. Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 г.). Символом Братства был белый лебедь, и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498–1499 гг. был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Родившееся из культа Девы Марии Братство постепенно всё больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни (или «иеронимитами») – другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV в. в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский (1469–1536 гг.), ставший затем виднейшим представителем северного Возрождения. Основанная в XIV в. в соответствии с учением отшельника и мистика Яна ван Рейсброка «Удивительного» (1273–1381 гг.) конгрегация выступала и против еретических сект, и против развращённости духовенства, проповедуя более простой и личный подход к религии, более глубокий союз с Богом, возможный даже вне официальной церкви (некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации).

 



 
PR-CY.ru