БОСХ Иероним ван Акен

БОСХ Иероним ван Акен (около 1450–1516 гг.) – выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры, один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Настоящее имя Босха – Йероен, правильный латинский вариант – Hieronimus. Ван Акен означает «из Аахена», откуда, по-видимому, были родом его предки. Псевдоним «Босх» образован от названия города Хертогенбос (в переводе – «герцогский лес») – небольшого голландского городка, расположенного неподалёку от бельгийской границы, а в те времена – одного из четырёх крупнейших центров герцогства Брабант, владения герцогов Бургундских. Там Иероним прожил всю свою жизнь; там, вероятно, и родился. Насколько известно, он никогда никуда не уезжал. Творчество этого живописца остаётся волнующим, загадочным и удивительно современным. Спустя четыре столетия после смерти Босха сюрреалисты нарекли его «почётным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени, воплотил бредовое мировоззрение конца Средневековья, исполненное волшебства и чертовщины». В нём видели предшественника сюрреализма, своего рода Сальвадора Дали, опередившего своё время и черпавшего свои образы в сфере бессознательного. Видели в Босхе также психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексом. Предполагали даже, что он был знаком с практикой алхимии, астрологии, магии, спиритизма, оккультных наук, владел искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения. Некоторые из этих гипотез устарели, иные (при всей их привлекательности) не подтверждаются фактами. Есть и такие, что дали ключ к пониманию картин, но часто противоречивые и, во всяком случае, не всеобъемлющие. В любом случае, творчество Босха исследователя нелегко связать с общим развитием нидерландской живописи, настолько далёк мир его образов от круга представлений других художников того времени, столь отличен и его формальный язык от традиций братьев ван Эйков (Губерта; около 1370 – 1426 гг. и Яна; около 1390 – 1441 гг.) и их преемников. Мировоззрение художника проникнуто глубоким пессимизмом моралиста, бичующего зло и пороки погрязшего в грехах мира. Богатое противоречиями время ломки старых общественных отношений породило наряду с прогрессивными идеями и научными открытиями новую вспышку старых предрассудков и суеверий, в частности, веру в повсеместное проявление козней дьявола, что наполнило людей страхом и тревогой. В картинах Босха дьявол выступает в бесконечных вариациях, принимая самые причудливые обличья. Однако его фантастические образы не являются плодом больного воображения художника, воплощением давящих его кошмаров. В них почти всегда скрыто аллегорическое значение, понятное его современникам и ещё далеко не полностью расшифрованное, хотя многое в этом отношении и сделано усилиями ряда исследователей. Зло, господствующее в мире, имеет своих конкретных носителей во всех слоях общества; оно овладевает господствующими кругами и глубоко проникает в церковь. Демонизм и сатира Босха принимают в связи с этим часто социальный и антиклерикальный характер, хотя его мировоззрение остаётся глубоко религиозным и тесно связано со средневековым мышлением. Босх был, несомненно, начитанным человеком, знакомым с большими богословскими трактатами, житиями святых, поучительными религиозными сочинениями, красочно описывающими блаженство рая и муки ада, был знаком со средневековой наукой и астрологией; в его произведениях нашли отражение и народные верования и представления. Его вдохновляли памятники средневекового искусства, в особенности фантастические и сатирические мотивы в декоре капителей и резьбе по дереву, а также миниатюры рукописей. Характерную черту творчества Босха составляет переплетение фантастического и реального. Фантастические существа, олицетворяющие пороки или изображающие бесов, искушающих святых отшельников, представляют собой сочетания, часто чудовищные и противоестественные, отдельных частей различных животных. Предметы, переданные с педантичной точностью (например, музыкальные инструменты в изображении ада), получают у него символическое значение. Нужно очень внимательно вглядываться в его картины, чтобы в каждом штрихе увидеть глубокий смысл.

 



 
PR-CY.ru