Словарь по христианству Б БОССЮЭ Жак-Бенинь

БОССЮЭ Жак-Бенинь

БОССЮЭ Жак-Бенинь (1627–1704 гг.) – французский католический проповедник и писатель, активный участник янсенистских (см. Янсенизм) и квиетистских (см. Квиетизм) споров, сторонник галликанского движения (см. Галликанизм), епископ Мо. Родился в Дижоне, дворянин по происхождению, происходил из рода, многие представители которого принадлежали к парламентской магистратуре. Окончил иезуитскую школу в родном городе, а затем, в возрасте 15 лет, отправился в Париж, чтобы изучать философию и теологию в Наваррском колледже (Collge de Navarre), которым руководил Николай Корне, близкий по взглядам к янсенистам. В 1648 г. Боссюэ защитил диссертацию по богословию в Сорбонне в присутствии принца де Конде, полководца Франции и генералиссимуса, известного под именем Великий Конде (1621–1686 гг.), а в 1652 г. получил степень доктора теологии и стал священником в Меце, успешно обращал в католицизм гугенотов и получил общенациональную известность как оратор. В 1659 г. он вернулся в Париж, где приобрёл симпатии Людовика XIV (1643–1715 гг.) и нередко проповедовал при Дворе (к парижскому периоду относятся 113 его проповедей), обратив в католицизм нескольких вельмож-гугенотов. В 1661 г. король назначил его проповедником в Шапель-Рояль (в этой должности Боссюэ произнёс некоторые из лучших своих проповедей и знаменитых надгробных речей). В 1664 г. по поручению парижского архиепископа Боссюэ вёл переговоры с монахинями Пор-Рояля, являвшимся центром янсенизма, и добился подчинения церкви сторонников этого движения. Он выполнил эту обязанность с таким тактом, что янсенисты были ему глубоко благодарны, и Боссюэ сохранил дружеские отношения с лидерами движения Арно и Николем. В 1670 г. ему было поручено воспитание наследника престола. Боссюэ, был полон преклонения перед «королём-солнцем», проводившим в государственную жизнь столь дорогую для Боссюэ идею авторитета. Он поспешил отказаться от только что полученной им кафедры епископа в г. Кондом, прекратил проповеди и всецело посвятил себя педагогическому труду, проводя целые дни или в беседах с дофином, или в составлении для него руководства по философии, логике и истории. Но результат воспитания не оправдал его надежд (исследователи затрудняются сказать, заключалась ли причина неудачи в неумелости учителя или в неспособности ученика). При дворе Боссюэ не играл большой роли. Лишённый политического честолюбия, он не пытался воспользоваться своим положением, чтобы влиять на ход событий, а Людовик XIV редко обращался к нему за советами. После окончания воспитания дофина Боссюэ в 1681 г. был назначен епископом в Мо, где и служил до конца жизни, посвятив её остаток защите католической религии. В том же 1681 г. он принял участие в национальном синоде, созванном королём по поводу его столкновения с папой Иннокентием XI Блаженным (1676–1689 гг.). Боссюэ не был настроен враждебно по отношению к римской курии и в начале заседаний синода произнёс речь о единстве церкви, полную примирительного настроения. Тем не менее, он был убеждён в необходимости некоторой самостоятельности национальных церквей и не только высказался в поддержку политики короля, но даже редактировал четыре основных принципа галликанской церкви, отстаивая автономию поместных церквей в духе галликанизма. Позже по поручению короля Боссюэ защищал права французского духовенства от ультрамонтанистских нападок (см. Ультрамонтанизм). К отмене Нантского эдикта (1685 г.) он отнёсся с полным сочувствием, но выступил против насилия над гугенотами.

 



 
PR-CY.ru