Словарь по христианству Б БОРОДА на Руси

БОРОДА на Руси

БОРОДА на Руси – естественный идентификатор возраста: по её параметрам без особого труда и долгих объяснений определялось старшинство в роду из ряда его представителей в родо-племенных отношениях наших предков. Ношение бороды и уважение к ней было особенно сильным у славянских народов. Как в языческую эпоху, так и после принятия христианства боги и святые непременно изображались с бородой: у языческих богов она обыкновенно была или чёрная, или красная (золотая). В языческую эпоху, по свидетельству арабских писателей Ибн Хаукаля (X в.) и Идриси (XI в.), славяне заплетали бороду и украшали её лентами. От той же эпохи ведёт начало у западных славян и во многих губерниях в России обычай завивания бороды из последних колосьев на поле мифическому богу Волосу, а затем Илье, св. Николаю и даже Иисусу Христу. Прямым продолжением и как бы закреплением уважения к бороде, которое сложилось у славян во времена язычества, служила (едва ли не преимущественно перед другими народами) и вся последующая жизнь русских. По «Русской Правде» за лишение бороды была положена пеня в 12 гривен, а за увечье – 3 гривны. Со времени татарского ига стали нередки случаи стрижки и бритья бороды. Известно, что Василий III Иванович (1505–1533 гг.), чтобы казаться моложе перед своей новой супругой Еленой Глинской, ставшей правительницей в 1533–1538 гг., брил себе бороду, а его примеру следовали некоторые из бояр. Но на них русский люд и православная церковь смотрели как на отступников от старых обычаев и православия. На Стоглавом соборе (1550 г.) всех бреющих бороды было решено проклинать и отлучать от церкви. Во время казанского похода Ивана IV Васильевича «Грозного» (1548–1584 гг.) свияжское войско много страдало от физических болезней и нравственных недугов, причину которых Царственная книга видела в возникшем там обычае брить бороду, а лишь затем в «растлевающем и всеобщем блуде». Иван Грозный в споре с прибывшим в Москву иезуитом Антонио Поссевино (1534–1611 гг.) указывает ему как на отступничество в деле религии на то, что у него «борода подсечена». Едва ли не самым неприятным новшеством для русских людей был пример Бориса Фёдоровича Годунова (1587–1605 гг.) брить бороду, который после его смерти никакой силы, конечно, иметь не мог, так что уже в следующем, 1606 г., москвичи в своё оправдание по поводу убийства Лжедмитрия I (1605–1606 гг.) и его приверженцев приводят то обстоятельство, что они брили и стригли свои бороды. Также продолжало расти поддерживаемое верховной властью уважение к бороде, ставшей даже предметом гордости, особенно у бояр, до самого конца XVII в. Пётр I Алексеевич (1689–1725 гг.), вернувшись из первого заграничного путешествия, собственноручно обрезал бороды у приближённых бояр. В 1699 г. вышел первый указ о брадобритии, вызвавший недовольство всех сословий. В простом народе запрещение носить бороду приводило к бунтам (например, в Астрахани, 1705 г.). В 1705 г. новый указ установил пошлину в пять разрядов за ношение бороды: с дворцовых, городских жителей и приказных – в размере 60 руб. ежегодно, с гостей и гостиной сотни первой статьи – 100 руб., средней и меньшой статей торговых людей и посадских – 60 руб., с боярских людей, ямщиков и других – 30 руб. и по 2 деньги со всякого мужика при проезде через заставу в город или из города. Уплатившие дань получали так называемый бородовой знак (медный или серебряный). Кроме того, для бородачей Пётр устанавливал и особую одежду (не обязательную только для пашенных крестьян): зипун со стоячим клеёным козырем, ферези и однорядку с лежачим ожерельем. Не так строго относились к выполнению петровских установлений его преемники, а Екатерина II (1762–1796 гг.) даже совершенно изменила их. Бритьё бороды стало обязательным лишь для военных и чиновников. В 1849 г. было запрещено носить бороду дворянам, служившим по выборам. В царствование Александра II Николаевича (1855–1881 гг.) запрещение носить бороду было отменено для чиновников, но оставалось в силе для военных до воцарения Александра III Александровича (1881–1894 гг.).

 
PR-CY.ru