БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович - Страница 3

Об успехе его произведений свидетельствует, например, тот факт, что князь Грузинский, живший в селе Лыскове, Нижегородской губернии, платил большие деньги за то, чтобы ему высылались новые сочинения Бортнянского тотчас после их написания. Благодаря плодотворной деятельности Бортнянского, ему удалось достигнуть большого влияния в высших правительственных сферах. Предположенное в 1804 г. в видах улучшения церковного пения в России учреждение цензуры над духовно-музыкальными сочинениями было осуществлено в 1816 г. указом Синода. По этому указу «всё, что поётся в церкви по нотам должно быть напечатано и состоять из собственных сочинений директора капеллы д. с. сов. Бортнянского и других известных сочинителей, но сих последних сочинения должны быть печатаемы с одобрения Бортнянского». Однако в течение девяти лет Бортнянский не скрепил своей подписью, а следовательно и не издал ни одного своего произведения. На него была возложена обязанность обучать причётников петербургских церквей простому и единообразному пению. Для этой же цели улучшения пения Бортнянский переложил придворный напев литургии на два голоса, напечатал и разослал во все церкви России. Наконец, ему приписывается так называемый «проект об отпечатании древнего российского крюкового пения», главная мысль которого заключается в объединении пения во всех православных церквах на почве древних мелодий, записанных и изданных в свойственной им крюковой нотации. Впрочем, В.В. Стасов в статье «Сочинение, приписываемое Бортнянскому» отрицает возможность принадлежности этого проекта Бортнянскому, приводя против этого целый ряд доводов, из которых наиболее убедительными является, во-первых, то обстоятельство, что современники и ближайшие преемники Бортнянского по управлению капеллой, её директор А.Ф. Львов и инспектор Беликов, прямо признают этот документ подложным, не принадлежащим перу Бортнянского, а, во-вторых, то, что если бы Бортнянский действительно хотел напечатать древние крюковые ноты, то всегда мог бы это сделать, пользуясь неограниченным влиянием при дворе, и ему не нужно было бы предлагать подписку, как единственное средство осуществить этот проект. По мнению Стасова, проект этот мог быть составлен учителем капеллы Алакрицким, по просьбе раскольников, мечтавших о возрождении древнего русского пения и, чтобы обратить на проект внимание общества и правительства, распустивших слух, что он написан Бортнянским. Тот согласился на напечатание своих сочинений лишь незадолго до смерти, поручив издание их протоиерею Турчанинову. Рассказывают, что, чувствуя приближение смерти, Бортнянский потребовал к себе хор певчих и заставил их петь свой концерт, наиболее им любимый, «Вскую прискорбна еси, душе моя» и под эти печальные звуки скончался. Он написал 35 концертов четырёхголосных и 10 двуххорных, большей частью на псалмы Давида, трёхголосную литургию, восемь трио, из которых четыре «Да исправится», семь четырёхголосных херувимских и одну двуххорную, четыре «Тебе Бога хвалим» четырёхголосных и 10 двуххорных, четыре гимна, из которых наиболее известен «Коль славен наш Господь в Сионе», двенадцать переложений древних напевов и множество других песнопений четырёхголосных и двуххорных, в общей сложности до 118. Полное собрание сочинений Бортнянского издано Придворной певческой капеллой, а также П. Юргенсоном в Москве, под редакцией П.И. Чайковского.

 



 
PR-CY.ru