Словарь по христианству Б БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич

БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич

БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757–1826 гг.) – художник исторической, церковной и портретной живописи. Родился в г. Миргороде. Его отец, значковый товарищ Лука Боровик (писавшийся Боровиком и Боровиковским, а также Лукой и Лукьяном) принадлежал к казачьей старшине, представители которой (в следующее царствование) превратились в русских дворян. Мать, Евдокия также была местной уроженкой. Детство и юность художника совпали со временем гетманства Кирилла Разумовского (1750–1764 гг.) и последующей эпохой, т.е. временем, когда старый казацкий строй постепенно переливался в русское чиновничество, когда совершилось окончательное закрепощение малороссийских крестьян (1783 г.), введение в Малороссии табели о рангах и слияние малороссийского общества с великорусским на служебном поприще. В молодых годах (по обыкновению того времени) Владимир Лукич поступил на военную службу, но в чине поручика вышел в отставку и поселился в отцовском доме, в Миргороде, занявшись исключительно живописью. Его старинная малороссийская живопись известна очень мало. Как во всяком ещё патриархальном обществе, эта живопись ютилась в церкви, которая одна, по своему высокому назначению, допускала роскошь украшений и нуждалась в этом искусстве (отсюда и первенствующее значение иконописи в начальных временах развития художества). В Южной Руси она развивалась самостоятельно, совершенно независимо от северной иконописи, скорее, под некоторым западным влиянием. Нечто вроде руководящей роли принадлежало в ней школе, существовавшей при Киево-Печерской лавре. Но и самобытные искорки, в разных углах малороссийского края, как показывают случайно встречаемые образцы старой живописи, могли обнаруживать и самостоятельные силы, и известное творчество. Одним из уголков, где ютилось это скромное искусство, был Миргород, а его представителями были лица семьи Боровиков, впоследствии Боровиковских. Живописное искусство было в этой семье наследственным: сам Лука Боровик был живописец (сохранился образ св. Дмитрия Ростовского его работы). Брат Боровика, Алексей, и племянник, Демьян, были также живописцы. Все четыре сына Боровика (Владимир (старший), Василий, Пётр и Иван) также занимались живописью. Поэтому начальные познания в этом искусстве Боровиковский получил от отца, за несколько лет ещё до отъезда в Петербург приобрёл известность искусного иконописца, и многие иконостасы в Малороссии были написаны им: в Троицкой церкви г. Миргорода весь иконостас (ныне погибший) был его работы. На иконах существовала и дата – 1784 г. Большинство его сельских иконостасов того времени не уцелело из-за перестройки и обновления церквей. Вся семья Боровиковских была крепко сплочена своим общим делом и чрезвычайно трудолюбива, а Владимир особенно отличался и трудолюбием, и способностями. Его молодость прошла в родном Миргороде, где он прожил за исключением короткого срока службы, по-видимому, безвыездно до тридцати лет. Дом Боровиковских, после смерти отца доставшийся Владимиру, стоял в Воскресенском приходе, близ самой церкви Воскресения, на берегу реки Хорола. Родной брат Луки Боровика Феодор был священником Воскресенской церкви. Его дочь Боровика была замужем за священником, Яковом Гарковским. Духовенство в ту пору не составляло в Малороссии отдельного сословия, а было выборное. Между лицами мелкой «старшины» и простым казачеством общение было полное. Семья иконописцев Боровиковских была и очень небогатой. Кроме дома, она владела еще пятнадцатью десятинами земли близ Миргорода, да небольшой земелькой в Хорольском уезде. Средой, в которой жил Боровиковский, было столько же казачества, как и шляхетства. Жизнь текла патриархально, в старых обычаях, за постоянной работой. Старый Боровик играл на гуслях и научил тому же своего сына. Писались иконостасы, да образа по заказу частных лиц, долго сохраняемые в некоторых семействах в той местности, как святыня. Вероятно, трудолюбивая жизнь художника так бы и прошла в родном Миргороде, оставив только ближайшим землякам добрую и честную память, если бы не случай, который выдвинул его и сделал имя его известным – разрисовка стен дома, в котором останавливалась императрица Екатерина II во время поездки своей в Крым. К рассказу об этом случае примешалась легенда, совершенно лишенная основания: очерк Г.П. Данилевского «Екатерина II на Днепре», героем которого является Боровиковский (в этом очерке он выступает забулдыгой-маляром, нанявшимся в рекруты за другого). По просьбе его столетнего деда, царица, случайно остановившаяся в корчме этого деда, освобождает Боровиковского от солдатчины и берёт с собой в Петербург.

 



 
PR-CY.ru