БОРИС и ГЛЕБ - Страница 8

Первая попытка обретения мощей Бориса и Глеба в Вышгороде была сделана в 1743 г. Киевским митрополитом Рафаилом (Заборовским) по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761 гг.). Поиски мощей производились также в 1814 и 1816 гг., однако все эти попытки были безуспешными. На местах гибели князей были построены деревянные церкви уже к началу 1070 гг. Со временем они были заменены каменными: в 1117 г. киевский князь Владимир Всеволодович «Мономах» (1113–1125 гг.) заложил каменную церковь на Льте, а в 1145 г. (вероятно, 5 сентября) его внук смоленский князь Ростислав Мстиславич Смоленский (1154–1155 гг.) – на Смядыни; почти сразу при них возникли монастыри (на Льте – ранее 1073 г., на Смядыни – не позднее 1138 г.). Монастырь на Льте был сожжён половцами в 1154 г. В 1660 г. иноки Межигорского Преображенского монастыря получили грамоту от царя Алексея Михайловича (1645–1676 гг.) на строение монастыря «на крови» Бориса, однако монастырь по неизвестным причинам не был создан (в 1664 г. протопоп переяславского Успенского собора Григорий Бутович поставил здесь каменный крест). В конце XVII в. упоминается церковь во имя Бориса и Глеба неподалёку от места гибели Бориса, на другом берегу Льты; храм был возобновлён в 1784–1839 гг., ежегодно 2 мая к нему совершался крестный ход из переяславского Вознесенского собора. Другим центром почитания Бориса и Глеба был монастырь на Смядыни, связанный, очевидно, больше с памятью Глеба (предание об исцелении здесь в 1177 г. князей Мстислава и Ярополка Ростиславичей, ослеплённых в ходе их конфликта со своим дядей владимиро-суздальским князем Всеволодом III Юрьевичем «Большое Гнездо»; 1176–1212 гг.). В 1191 г. сюда из Вышгорода были торжественно перенесены пустые старые раки от мощей Бориса и Глеба, о чём сохранилось проложное чтение под 11 июня, очевидно, днём освящения каменной церкви (монастырь на Смядыни существовал до начала XVIII в.). В древнейших борисоглебских памятниках нередко прослеживаются явные следы преимущественного почитания Глеба. Таковы, в частности, кресты-мощевики XII в., которые несут изображение Глеба на лицевой стороне, а Бориса – на оборотной (эти факты пока не нашли убедительного объяснения.) В XII в. был воздвигнут существующий поныне Борисоглебский собор в Чернигове (до 1123 г.); аналогичные каменные постройки появились в Рязани (вероятно, в 1120–1130 гг.), Ростово- Суздальской земле (Борисоглебская церковь в Кидеше под Суздалем, 1152 г.), Полоцке (середина XII в.), Новгороде (1167 г.; Борисоглебская церковь в Детинце), Городне (Коложская церковь в Гродно; 1180–1190 гг.), Новогородке (современный Новогрудок) и др.; при многих из них позднее возникли монастыри. Кроме того, в домонгольский период в честь Бориса и Глеба были созданы Новоторжский в Турове (существовал в XII в.), Нагорный в Переславле-Залесском (позднее был домовым митрополичьим, закрыт в 1764 г.) монастыри. Посвящение храмов и монастырей Борису и Глебу не прекращалось и в последующее время. Борисоглебские храмы были построены в Ростове (1287 г.), Муроме (упомянут в 1327 г.), Рязани (1689 г.), Суздале (1749 г.), в с. Старове (современный Угличский район Ярославской области; 1753 г.), Юрьеве-Польском (1792–1808 гг.), в с. Волохове (современный Александровский район Владимирской области; 1805–1831 гг.), в с. Любодицы (современный Бежецкий район Тверской области; 1822–1833 гг.), в Санкт-Петербурге (Синопская наб.; 1869–1882, снесён в 1975 г.), на Смоленщине – в пос. Хиславичи (1880 г.) и в с. Борисоглебском (современный Сычёвский район; храм постройки 1771 г., в 1880 гг. был перевезён туда из с. Ильинского), в с. Госома (современная Брянская область; 1895–1900 гг.) и многие другие. Несколько церквей были посвящены Борису и Глебу в Новгороде: на воротах кремля (1331 г.), «в Плотниках» (1377, 1536 гг., в 1992 г. передана церкви). Значительное число Борисоглебских храмов существовало в Москве и предместьях города: у Арбатских ворот (1522 и 1764 гг., снесён в 1930 г.), на Поварской ул. (начала XVII в., 1798–1802 гг., снесён в 1936 г., на его месте стоит Российская академия музыки им. Гнесиных), верхний храм церкви в Зюзине (1688 г., освящён в 1704 г., возвращён церкви в 1989 г.), в Дегунине (1866 г., возвращен церкви в 1991 г.), а также в Подмосковье: в сёлах современного Серпуховского района Дракине (1684 и 1882 гг., в настоящее время подворье серпуховского Введенского монастыря) и Енине (1828 г.), в Коломне (1716–1726 гг.), в г. Раменское (1725–1730 гг.), в г. Руза (1801 г.), в дер. Куртниково (современный Истринский район; 1809 г.) и др.

 



 
PR-CY.ru