БОРИС и ГЛЕБ - Страница 7

Самым масштабным песнопением, посвящённым Борису и Глебу, является стихира-многогласник «Плотскую богатяща», текст которой восходит к «Сказанию». Стихира с первых списков представлена две редакциями распева с вкраплениями кондакарной нотации; с XVII в. известны три редакции распева, отличающиеся развитым мелосом большого диапазона с широкими мелодическими ходами. Стихира «Возъписта Борис и Глеб» легла в основу двух покаянных стихов о Борисе и Глебе и духовного стиха XIX–XX вв. По текстологическим данным, примерно на рубеж XI–XII вв. приходится создание других богослужебных произведений о Борисе и Глебе – древнейших проложного сказания и паремийных чтений (впрочем, согласно Л.С. Соболевой, первоначальное паремийное чтение было создано ещё при Ярославе Мудром). Древнейшие паремийные чтения в службах Борису и Глебу не заимствованы из библейских книг, что уникально для византийского обряда. Паремии, как и древнейшее проложное сказание, восходят к летописной повести в составе «Начального свода». В тексте есть аллюзии на места Ветхого Завета, использующиеся в паремиях. Таким образом составители, видимо, хотели уподобить эти паремии обычным библейским. Первая паремия содержит поучение о любви и ненависти между братьями, вторая и третья описывают историю убийства Бориса и Глеба и войны Ярослава со Святополком. Возможная причина появления в русских книгах необычных паремий – влияние западного богослужения, в котором библейские чтения в дни памяти великих святых могли заменяться житиями (см. Бревиарий). Древнейшим известным списком паремий Борису и Глебу является список XIII в., приплетённый к Захарьинскому Паремийнику 1271 г., в литературе нередко относимый к XII в. На самом деле, он был создан в первой половине XV в. (Каталог славяно-русских рукописных книг XI–XIV вв.). В печатных изданиях XVII в. эти чтения были заменены библейскими (общие мученику единому), хотя Типикон 1610 г. следует более старой практике и указывает житийные паремии. В рукописях встречаются примеры использования летописных паремий Борису и Глебу также 15 июля – в день памяти равноапостольного Владимира. В рукописных Уставах на память Бориса и Глеба могли использоваться кроме житийных библейские паремии (причём, нередко помещались и те, и другие). В ранних рукописях – чтения Быт. 4. 8–15, Притч. 3. 34–35; 4. 1–22 и 1 Ин. 4. 20–21; 5. 1–5. В рукописях с XV в. второе и третье чтения – Ис. 43. 9–14 и Прем. 4. 7–15 (это первое и третье чтения мученику единому по Общей Минее, они же содержатся и в современной службе Борису и Глебу). В некоторых рукописях для службы Борису и Глебу паремии заимствованы из службы апостолу Иоанну Богослову (они же общие апостолу единому); например, в июльской Минее XV в.; эти же чтения указаны в Часослове. Наиболее ранним списком проложного сказания о Борисе и Глебе является список первой половины XIV в. Около середины XV в. было написано (вероятно, Пахомием Логофетом) новое проложное житие Глеба, снабжённое двустишием. Тем же автором были созданы двустишия на память перенесения мощей (2 мая) и посвящённое Борису на общую память мучеников 24 июля (соединено здесь с сентябрьским стихом Глебу). Все эти памятники сохранились в составе особой разновидности Стишного пролога, дополненной значительным числом житий русских святых и сохранившейся в списках западнорусского происхождения, начиная с третьей четверти XV в. Строительство храмов в честь Бориса и Глеба было обширным на протяжении почти всех этапов русской церковной истории. В течение домонгольского периода центром почитания святых князей-страстотерпцев являлась посвящённая им церковь в Вышгороде, куда совершались паломничества, особенно на престольный праздник 24 июля, и где кроме святых мощей князей-страстотерпцев хранились и другие борисоглебские реликвии, в частности меч Бориса, в 1155 г. увезённый во Владимир князем Андреем Юрьевичем Боголюбским (1169–1174 гг.). Храм в Вышгороде был разрушен в 1240 г., во время татаро-монгольского нашествия на Киев, тогда же были утрачены мощи князей. В первой половине XVII в., несмотря на то, что в Вышгороде никто не жил, на месте древнего храма был выстроен православный деревянный храм, сожжённый поляками в 1651 г. и восстановленный в конце XVII в. (в 1860 г. на его месте поставили небольшую каменную церковь, сохранившуюся до настоящего времени).

 



 
PR-CY.ru