БОРИС и ГЛЕБ - Страница 6

Против этого говорит и упоминание Бориса и Глеба в перечне святых в берестяной грамоте № 906, которая стратиграфически приходится на третью четверть XI в. (Янин В.Л., Зализняк А.А. Берестяные грамоты из раскопок 1999 г.). Наглядным свидетельством быстрого и повсеместного распространения на Руси церковного почитания Бориса и Глеба для исследователей может служить внесение памяти 24 июля в месяцесловы. С конца XI – начала XII в. она встречается в них постоянно: в месяцеслове Мстиславова Евангелия (начало XII в.), Юрьевского Евангелия (1119/1128 гг.), Добрилова Евангелия (1164 г.) и многих других. Характерно, однако, что её проникновение в южнославянские месяцесловы фиксируется не ранее первой трети XIII в., что может служить ещё одним аргументом в пользу датировки общерусской канонизации Бориса и Глеба не ранее 1072 г. В древнерусских богослужебных книгах память 24 июля со второй половины XII в. сопровождается знаком креста в круге, отмечавшим главные после двунадесятых церковные праздники (другие памяти Бориса и Глеба сильно уступают ей по частотности упоминания). Память перенесения мощей в 1072 г., 20 мая, встречаясь в ряде Прологов XIV–XV вв. (в сохранившихся месяцесловах она отсутствует), затем сливается со значительно более распространённой памятью перенесения в 1115 г., 2 мая, которая фиксируется со второй половины XII в. (отдельная память Глеба 5 сентября изредка встречается в месяцесловах со второй половины XIII в.). В 1369 г. митрополит Алексий (1354–1378 гг.) по согласию с князьями Дмитрием Ивановичем и Владимиром Андреевичем установил седмичные посты перед памятью Бориса и Глеба (24 июля), а также перед днями памяти Димитрия Солунского (26 октября) и «осенним Юрьевым днем» (26 ноября). Однако эти посты не вошли в практику Русской церкви. В московском Типиконе 1610 г. память Бориса и Глеба указана три раза (5 сентября, 2 мая и 24 июля). 5 сентября – только память Глеба без службы, 2 мая – служба Борису и Глебу с полиелеем (здесь же содержатся указания, как можно соединить их службу со службой Афанасия Великого), а 24 июля описана бденная служба Борису и Глебу (если желает настоятель). Память Бориса и Глеба 2 мая праздновалась более торжественно, нежели приходящаяся на тот же день память Афанасия Александрийского. Древнейший корпус литургических песнопений, посвящённых Борису и Глебу, складывался в XI – начале XII в. Наиболее ранние списки службы находятся в июльской Минее конца XI – начала XII в. новгородского происхождения и Кондакаре при Студийском уставе того же времени (Типографском уставе). Корпус песнопений князьям-страстотерпцам уже по спискам XII в. состоит из 24 стихир, 2 канонов, 3 кондаков с икосом, седальна и светильна. Многие песнопения обнаруживают зависимость от «Сказания» в его первоначальном составе 1070 гг. или даже в его редакции после 1115 г. Количество и состав стихир (три группы подобнов на хвалитех) показывают, что этот гимнографический корпус отражает не одну, а три службы, т.е. на праздники, установленные как при митрополите Иоанне I (в 1040 гг.), так и в 1072 и 1115 гг. В Минее первой половины XII в. автором службы Борису и Глебу назван митрополит Иоанн (I или II?). Во всех сохранившихся Стихирарях домонгольского периода песнопения Борису и Глебу помещены под 24 июля (под 2 мая известен лишь кондак «Мученика Христова»). Наиболее ранние списки служб на 2 мая относятся к концу XIV в., однако они не содержат новых стихир. Специальные стихиры на 2 мая помещены в Минее служебной XV в. и, по-видимому, связаны с творчеством Пахомия Логофета, их нотированные образцы появляются в Стихирарях со второй половины XVI в. Состав песнопений, посвящённых Борису и Глебу, со временем менялся, в частности в XV–XVI вв. исчезли тексты, в которых упоминался Святополк. В Минеях служба Борису и Глебу есть только 24 июля. В Типиконе их память отмечена как полиелейная. В Минее служба бденная (содержит полный корпус песнопений малой вечерни). Специалистам интересна эволюция распевов стихир Борису и Глебу. Уже в XII в. они прослеживают по две редакции распева, просуществовавшие до середины XV в. В конце XV в. складываются новые, единые редакции, распространённые в XVI–XVII вв. В конце XVI – первой половине XVII в. возникают до трёх редакций знаменного распева, а также путевой распев стихир Борису и Глебу (одна из редакций знаменного распева стихиры «Приидите, новокрещении русьстии собори» принадлежит Феодору Христианину).

 



 
PR-CY.ru