БОРИС и ГЛЕБ - Страница 4

В последнее время приобрела популярность гипотеза, будто убийцей Бориса и Глеба был князь Ярослав (Н.Н. Ильин, М.X. Алешковский, А.М. Членов, А.В. Поппэ и др.). Она опирается, главным образом, на скандинавскую сагу об Эймунде. Но поскольку это источник поздний (конца XIII в.), сбивчивый и скорее литературный, чем исторический, исследователями данная версия не может быть признана серьёзно обоснованной. Почитание Бориса и Глеба как князей-страстотерпцев, проявивших непротивление смерти ради христианских добродетелей (любви, милосердия, послушания) и обретших за свои мучения особую благодать Бога, началось сразу же после их гибели, тем более что христианство на Руси остро нуждалось в своих святых. События, связанные с зарождением нового культа, известны благодаря «Сказанию» и «Чтению», которые в этой части, видимо, восходят к общему источнику – вышгородским записям. Судя по тому, что первое знамение от мощей святых случилось якобы тогда, когда некоему «варягу», нечаянно наступившему на могилу, опалило ноги исшедшим из-под земли пламенем, некоторое время могила Бориса и Глеба близ вышгородской церкви св. Василия находилась в забвении или небрежении. Вскоре церковь св. Василия сгорела, но все иконы и богослужебную утварь удалось спасти, что было осознано как заступничество святых страстотерпцев. О случившемся сообщили киевскому князю Ярославу Мудрому и митрополиту Иоанну I (ум. около 1035 г.), второму достоверно засвидетельствованному Киевскому митрополиту, который в сопровождении «клироса и всего поповьства» отправился в Вышгород и в присутствии князя совершил всенощное бдение в часовне («клетце мале»), выстроенной над могилой Бориса и Глеба. После того как на месте сгоревшей церкви была выстроена новая, тела святых по повелению и при участии митрополита торжественно «изнесоша от земле». При этом раки были вскрыты, засвидетельствованы нетленность мощей и исходившее от них благоухание, затем раки установили в новой церкви «над землёю на деснеи стране». Пишут, что от святых мощей сразу начали происходить чудесные исцеления, последовательность которых в «Сказании» и «Чтении» практически совпадает. Чудеса первое («О хромем» – исцеление отрока вышгородского посадника Миронега) и второе («О слепьци») послужили для князя Ярослава основанием выстроить по совету митрополита Иоанна в Вышгороде большую пятиглавую деревянную церковь во имя Бориса и Глеба, освящённую 24 июля, куда в тот же день были перенесены мощи святых князей. На этот день, к которому приурочивалось убиение Бориса, был установлен и ежегодный праздник святым. На первой же литургии в новой церкви на глазах князя и митрополита произошло третье чудо («о хромем»). В «Чтениях» сообщается в этой связи об «уставлении» Ярославом для поддержания клира только что построенной церкви десятины от княжеских даней с Вышгорода. Далее и в «Сказании», и в «Чтении» (которое содержит ещё и рассказ о чуде избавления от оков узников «в некоем граде») за сообщением о кончине Ярослава Мудрого следует повествование о перенесении мощей Бориса и Глеба в 1072 г. в одноглавую церковь, построенную киевским князем Изяславом Ярославичем из-за ветхости храма Ярослава. Это перенесение, наиболее полное описание которого сохранилось в «Сказании», было много торжественнее предыдущего: в нём участвовали князья (Изяслав, Святослав, Всеволод Ярославичи с сыновьями) и митрополит Георгий (около 1062 – после 1073 гг.) со своим клиром, ряд других архиереев (Неофит Черниговский, Пётр Переяславский, Никита Белгородский, Михаил Юрьевский), а также настоятели киевских монастырей, среди которых был и преподобный Феодосий Печерский. Перенесение мощей состоялось 20 мая, в седьмую неделю после Пасхи, когда был установлен ещё один день поминовения Бориса и Глеба (указание на 2 мая в Лаврентьевской летописи и родственных ей сводах объясняется, по-видимому, контаминацией с датой перенесения мощей в 1115 г.). Далее идут рассказы о новых чудесных исцелениях: «о хроме и неме» (чудо четвёртое), «о жене сухоруце» (пятое) и «о слепьци» с участием великомученика Георгия (шестое). Причём в последнем чуде в уста Георгия вкладывается характеристика Бориса и Глеба как святых, которым «дана благодать от Бога в стране сей земля Русьске пращати и исцелити всяку страсть и недуг».

 



 
PR-CY.ru