БОНХЁФФЕР Дитрих - Страница 3

«Безрелигиозное христианство» – ответ на угрозу христианскому существованию со стороны тоталитаризма. Для Бонхёффера конкретно это те «немецкие христиане», которые в 1930 гг. утверждали дарованный Богом порядок в лице Нации, Расы и Вождя. Однако такая подмена веры – лишь одно из проявлений интерпретации христианства на основе «естественной теологии» и метафизики, которая должна быть преодолена в целом. Религия понимает трансцендентность Бога с позиций метафизики, что делает Его абстрактным и далёким. Бонхёффер интерпретирует трансцендентность Бога иначе: Бог трансцендентен, но Он существует в центре человеческой жизни, а не за её пределами. Именно поэтому христианин должен научиться жить христианской жизнью в мире и говорить о христианстве светским образом. Слово Бога призывает человека не к тому, чтобы он обращался с надеждой и мольбой к потустороннему и отворачивался от жизни, но, напротив, к тому, чтобы он повернулся лицом к миру, в котором живёт, именно живя светской жизнью, «участвовать в страданиях Божьих». Следовать по стопам Иисуса Христа – значит быть «человеком для других людей»; поэтому оправдана и необходима светская интерпретация христианства. С метафизикой, по мнению Бонхёффера, связаны также индивидуализм и партикуляризм «религиозной» версии христианства. Если человек больше всего заботится о своей личной духовности, если христианство обособляется в одной сфере жизни, которая всё больше сужается в ходе секуляризации, то церковь предстаёт в качестве группы индивидуалистов, больше всего озабоченных личным спасением; христианская жизнь становится жизнью в своеобразном гетто, оторванной от проблем реального мира. Истинная церковь должна быть озабочена не своими собственными религиозными проблемами, но служить миру. Ставший «совершеннолетним» человек не нуждается в том, чтобы изобретать доступным ему способом «гипотезы о Боге», удваивая мир на посюстороннее и потустороннее, культивировать страдания для обоснования идеи личного спасения. Спасение происходит по эту сторону границы смерти: «У христианина, в отличие от верующих в мифы о спасении, нет последней лазейки в вечность для избавления от земных дел и трудностей, но, как Христос, он должен сполна испить чашу земной жизни... Мир этот не может быть снят до срока... Мифы о спасении рождаются из пограничного опыта. Христос не настигает человека в средоточии его жизни» («Сопротивление и покорность», пер. А. Григорьева. М.,1994, письмо от 26.06.1944). Религия, в понимании Бонхёффера, исторически-преходящий феномен: «Мы движемся навстречу совершенно безрелигиозному времени». Но конец религии не равнозначен концу христианства, если оно преодолеет кардинальную ошибку «религии» и не будет принимать «предпоследнее» за «последнее», если повернётся лицом к светскому миру и активно включится в историческую драму утверждения человечности, человеческих отношений между людьми: «Едва ли есть чувство, дающее больше радости, чем ощущение, что можешь приносить какую-то пользу людям. Β конце концов, именно человеческие отношения и есть самое главное в жизни» (письмо от 14.08.1944). Лит.: Барабанов Е.В. О письмах из тюрьмы Дитриха Бонхёффера. Сопротивление и покорность. М., 1994; Гараджа В.И. Дитрих Бонхёффер: сопротивление и покорность. – В кн.: От Лютера до Вайцзеккера. Великие протестантские мыслители Германии. М., 1994.



 
PR-CY.ru