Словарь по христианству Б БОНХЁФФЕР Дитрих

БОНХЁФФЕР Дитрих

БОНХЁФФЕР Дитрих (1906–1945 гг.) – немецкий лютеранский пастор, теолог, деятель экуменического движения, участник сопротивления нацизму. Изучал теологию в Гёттингене, Риме и Берлине, в Богословской семинарии в Нью-Йорке (1930 г.), испытал влияние одного из основателей так называемой «диалектической теологии» Карла Барта (1886–1968 гг.). В 1927 г. стал доктором теологии, в 1931–1933 гг. преподавал систематическую теологию в Берлинском университете. Был противником нацизма, противостоял «германским христианам», стал одним из основателей «Исповеднической церкви», с приходом Гитлера к власти был вынужден прекратить преподавание. В 1934 г. принял участие в экуменической конференции молодёжи, которая под его влиянием провозгласила свою солидарность с «Исповеднической церковью». В 1933–1935 гг. Дитрих Бонхёффер стал пастором немецкой общины в Лондоне, в 1935–1937 гг. руководил семинаром проповедников «Исповеднической церкви» в Здроях вплоть до её закрытия. Нацисты в 1936 г. запретили ему преподавать, а в 1938 г. выслали из Берлина. Бонхёффер был причастен к заговору в кругах абвера, ставившему целью убить Гитлера и свергнуть нацистское государство. В апреле 1943 г. он был арестован, а в апреле 1945 г. казнён в концлагере Флоссенбюрг вместе с адмиралом Канарисом и другими участниками заговора. Главные работы Бонхёффера: «Творение и грехопадение» (1934 г.), «Следование за Христом» (1934 г.), «Жизнь сообща» (1939 г.). В докторской диссертации «Община святых» он высказался за понимание христианства в категориях социологии. Затем в работе «Акт и бытие» занимался осмыслением роли трансцендентальной философии в систематической теологии. Известность принесла ему работа «Преемство», в которой Бонхёффер указал на нераздельность этики и веры. В работе «Общая жизнь» он представил деятельность основанного им евангельского братства в Здроях. Во время Второй мировой войны писал труд «Этика», изданный посмертно. В 1951 г. были опубликованы под заголовком «Сопротивление и покорность» его письма и записки из тюрьмы, в которых содержится мысль, что в мире, достигшем «совершеннолетия», неприемлемы традиционные представления о существовании Бога как сверхъестественного Творца и управителя. Развивая идеи «диалектической теологии», Бонхёффер вслед за К. Бартом считал центральным в теологии «обращенное к человеку Слово Бога», Откровение Бога в Иисусе из Назарета, которое предполагает «веру» как решение в ответ на это Слово – радикальное изменение жизни, а не «религию», свойственную языческому сознанию культовую объективацию бога и его откровения. Иначе говоря, он противопоставляет религию, проистекающую из человеческих потребностей, вере как дару Божественной благодати. Традиционные религии (в том числе иудаизм и средневековое христианство) искали Бога там, где отказывают человеческие силы. Такого Бога заставляют появляться тогда, когда необходимо решение проблем, представляющихся неразрешимыми. Бонхёффер стремится очистить это ложное представление о Боге, преодолеть порождаемые им иллюзии, что нашло выражение в лозунге «нерелигиозной интерпретации» библейских понятий. Миру, в котором люди научились преодолевать свою слабость, утверждает он, нужна секулярная теология, которая ищет Бога не вне мира и не над миром, но внутри самого человеческого мира.

 



 
PR-CY.ru