Словарь по христианству Б БОМАРШЕ Пьер Огюстен Карона де

БОМАРШЕ Пьер Огюстен Карона де

БОМАРШЕ Пьер Огюстен Карона де (1732–1799 гг.) – французский драматург. Его жизнь напоминает приключенческий роман. Истинный сын века, он в труднейших условиях предреволюционной Франции проявил необычайную энергию, предприимчивость и политический ум. Родился Бомарше в семье часовщика, начал карьеру простым ремесленником, проник ко двору, разбогател, был инициатором крупных политических и финансовых операций. Снабжал оружием восставшие американские колонии, оказывал влияние на короля в целях признания только что созданных Соединённых Штатов Америки. В Испании предлагал организацию торговых компаний по эксплуатации богатств Южной Америки, во время революции закупал оружие для французской революционной армии. Уже в первых, так называемых «мещанских драмах» – «Евгения» (1767 г.), «Два друга» (1770 г.), Бомарше правдиво рисует картины социального неравенства. Столкнувшись с вопиющей несправедливостью французского королевского суда, он предал гласности известные ему факты и свидетельские показания, опубликовав в нескольких выпусках «Мемуары» (1773–1774 гг.). Это – четыре памфлета, которые в историю литературы вошли как блестящий образец просветительской публицистики. Их сила и убедительность была не только в их документальности, неопровержимости подробно изложенных фактов, но и в мастерстве полемики, которую писатель ведёт с судейскими крючкотворами. Высмеивая и разоблачая компанию мелких мошенников, Бомарше подрывал авторитет судебной системы и всего общественного строя, создавшего эту «систему». К одному из самых значительных явлений французской литературы второй половины XVIII в. относится его театр. Пьесой «Севильский цирюльник» (постановка 1775 г.) открывается самый блестящий период в творчестве Бомарше. Он внёс живые черты современности в старые комедийные персонажи. В отличие от своего литературного прототипа, смышлёного и ловкого слуги, талантливый и энергичный, чувствительный и остроумный плебей Фигаро – не только «нерв интриги», но и её идейный центр. Фигаро противостоит бездарному графу Альмавиве, доктору Бартоло, Дону Базилио, которые трактуются им не как биологические свойства, а как черта, во многом социальная. В комедии потенциально уже содержался тот конфликт, который лёг в основу второй части трилогии о Фигаро – комедии «Женитьба Фигаро» (постановка 1784 г.). В ней и выразительно очерченные образы, и саркастический смех, и проявления чувствительности – всё проникнуто пафосом негодования, издёвки по адресу изживших себя аристократических привилегий. Живость характеров, стремительность действия, фейерверк острот, блестящий диалог – отличительные черты Бомарше-комедиографа. Однако в дальнейшем он отходит от того типа комедии, который принёс ему мировую славу. В третьей части трилогии – «Преступная мать, или Второй Тартюф» (постановка 1792 г.) остепенившийся, лишённый задора и блеска Фигаро озабочен лишь благополучным завершением семейных дел своего былого противника; остроумная комедия с чертами сатиры превратилась в мелодраму. В центре этой семейной драмы – образ стареющей графини, переживающей свою вину перед мужем и сыном и одновременно утверждающей своё женское достоинство. И хотя нередко «Преступную мать» оценивают как шаг назад после смелой, революционной по своему смыслу «Женитьбы Фигаро», на самом деле Фигаро предстаёт здесь совершенно иным. Он не только присмирел, но и стал верным слугой, бескорыстно борющимся за интересы графа и графини (по ходу действия он разоблачает и хитрого мошенника, вторгшегося в доверие к графу). Возможно, Бомарше считал, что задачи, которые он ставил в первых двух комедиях, теперь выполнены, и его интересовал другой аспект человеческих взаимоотношений: политический переворот свершился, но моральные проблемы остались. Вот почему традиция сентиментальной драмы была ему теперь нужнее. Творчество Бомарше разными гранями примыкает к ведущим тенденциям французского просветительского театра XVIII в. Его комедии вышли на сцену мирового, в том числе русского, театра. На сюжеты этих пьес написаны оперы «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта (1786 г.) и «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1816 г.). А.С. Пушкин в оде «К вельможе» уподобил Бомарше его «чудесному герою» – Фигаро.

 
PR-CY.ru