БОЛОТОВ Василий Васильевич - Страница 2

В числе других крупных работ В.В. Болотова – исследования эфиопской, египетской и других восточных церквей, не получившие до этого систематического освещения в отечественной историко-церковной науке и продолженные впоследствии другим его учеником – академиком Борисом Александровичем Тураевым (1868–1920 гг.). Важную роль в развитии отечественной науки сыграли труды В.В. Болотова по библеистике и экзегетике – «День и год мученической кончины св. евангелиста Марка» (1893), «Валтасар и Дарий Мидянин» (1896) и др. Его имя стало известно во всех центрах европейской церковно-исторической науки, хотя он, можно сказать, принимал меры против роста своей учёной славы (ни один из его коптских, эфиопских и сирийских этюдов не выходил даже в свет особым изданием, помимо напечатания в «Христианском Чтении»). За совокупность своих сочинений В.В. Болотов получил степень доктора церковной истории, в области которой он являлся в России едва ли не первым инициатором чисто учёной её разработки и создал целую школу. Его деятельность не ограничивалась одним кабинетным учёным трудом. К эрудиции В.В. Болотова прибегали и его талантом пользовались, особенно в последнее десятилетие XIX в., и высшая церковная власть, и отчасти высшее светское правительство. Он принимал активное участие в работе правительственных и синодальных комиссий по различным вопросам. Так, указом Священного Синода от 15 декабря 1892 г. В.В. Болотов был назначен делопроизводителем в комиссию для предварительного выяснения условий и требований, какие могли бы быть положены в основу переговоров о соединении старокатоликов с православной русской церковью. Комиссия, состоявшая из лиц, близко знавших старокатолическое движение в жизни и в истории, получила в его лице такого делопроизводителя, который и все необходимые для неё исторические справки мог дать в полном изобилии, и в формулировке условий и требований соединения послужить делу всей силой и гибкостью своей речи. При обсуждении проблемы объединения старокатоликов с православием В.В. Болотов высказывал неоднозначные для многих православных богословов взгляды на филиокве. По его мнению, учение о филиокве не догмат, а теологумен («богословское мнение св. Отцов церкви»), который не может стать препятствием для объединения православия и старокатолицизма. Затем В.В. Болотов был призван высшей церковной властью принять самое близкое участие в совершившемся 25 марта 1898 г. присоединении к православной церкви сиро-халдейских несториан (см. Несторианство). Нужно было выяснить, на каких условиях и каким церковным чином должно совершиться каноническое воссоединение их с православной церковью, а также перевести на язык присоединяемых необходимые вероисповедные формулы (Болотов исполнил это так, что ему удивлялись сами сиро-халдейцы). Его знанием восточных языков воспользовалось и министерство иностранных дел, тщетно искавшее раньше в России учёного, который мог бы перевести нужные ему абиссинские грамоты. В последний год своей жизни В.В. Болотов был назначен делегатом от духовного ведомства в образованную при астрономическом обществе комиссию по вопросу о согласовании старого стиля календаря с новым, принятым в Западной Европе (по вопросу перехода с юлианского на григорианское летосчисление (в переводе документов и богослужебных книг) В.В. Болотов занимал резко отрицательную позицию). Будучи специалистом по вопросам хронологии вообще, он изучил интересовавший комиссию вопрос во всех его деталях, не только с церковно-канонической и научно-исторической, но и со всех других сторон. Литературные труды В.В. Болотова, за исключением первоначальных журнальных работ, носят на себе строго учёный характер и по форме изложения доступны очень ограниченному кружку специалистов (он любил говорить, что он пишет «для несуществующих читателей»). Для специалистов каждая его статья и даже заметка была истинным сокровищем. Полное собрание сочинений В.В. Болотова было бы драгоценным вкладом не только в нашу русскую, но и всемирную церковно-историческую литературу. Соч.: Лекции по истории древней церкви. I. Введение в церковную историю. СПб., 1907; Лекции по истории древней церкви. II. История церкви в период до Константина Великого. СПб., 1910; Собрание церковно-исторических трудов: в 8 тт., М., 1999–2002. Т. 1–4.



 
PR-CY.ru