Словарь по христианству Б БОЛОТОВ Василий Васильевич

БОЛОТОВ Василий Васильевич

БОЛОТОВ Василий Васильевич (1853–1900 гг.) – знаменитый русский церковный историк, богослов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, член-корреспондент Императорской академии наук. Сын дьячка тверской епархии, он получил образование в Тверской духовной семинарии и в Санкт-Петербургской духовной академии, в которой затем преподавал общую церковную историю. В 1879 г. В.В. Болотов защитил магистерскую диссертацию «Учение Оригена о Святой Троице», где подробно рассматривается тринитарное учение Оригена, его предшественников и последователей в контексте его эволюции и соотношения с арианством, подчёркивается противоречивость взглядов раннехристианского писателя. С основательным и глубоким образованием В.В. Болотов соединял самые широкие и разносторонние филологические познания; его труды и деятельность внесли значительный вклад в становление церковно-исторической науки. Сразу после назначения на кафедру он признал обязательным для себя знать языки первоисточников древней церковной истории: греческий, латинский, сирийский, арабский, коптский, эфиопский, армянский. Но его лингвистические знания не ограничивались лишь этими языками. Изучение языков стояло у него вообще на почве сравнительного языкознания, и он имел в этой области живой интерес, сам характеризовал себя именно как «лингвиста». Эфиопский язык он знал в двух видах: не только древний, богослужебный (гыыз), но и новый, разговорный (амхарский). Со знанием коптского языка Болотов соединял знакомство с древнеегипетским языком и иероглифами. Был знаком также с ассиро-вавилонской клинописью, занимался и персидским языком в его различных видах (древняя клинопись, зенд и новоперсидский). Как для лингвиста для него представлял интерес и санскрит. На греческом языке Болотов иногда обращался с письмами к историку церкви и богослову Ивану Егоровичу Троицкому (1832–1901 гг.). Прекрасно владея древними языками (еврейским, греческим и латинским) и обладая таким же знанием новых языков (немецкого, французского, английского, итальянского), он ввёл в круг своего изучения целую группу восточных языков – арабского, армянского, коптского и др., поставив это изучение, равно как и изучение новых языков, на общую филологическую почву и таким образом придав ему чисто научный характер. Читая на голландском, датско-норвежском и португальском (который ему был нужен при занятиях историей Эфиопии) языках, Болотов был более или менее знаком с готским, кельтским, финским, турецким и мадьярским языками (с такими широкими лингвистическими знаниями соединялась в нём склонность к занятиям математикой). Благодаря этому Болотов выступает несравненным специалистом в трудной области хронологических изысканий. Но и к данным географии (как вспомогательной для истории науке) он также применял математические приёмы. Его внимание постоянно привлекала и метрология, всегда влекло в область истории христианского Востока в широком смысле (не только греческого). Со временем в работах Болотова всё больше и больше места отводится филологическим изысканиям, дающим неожиданно богатые результаты для разъяснения и решения специальных исторических и церковных вопросов. Его работы по истории древнехристианских коптской, эфиопской и сирийской церквей, всегда заключавшие в себе много нового и до тех пор неизвестного в науке, возбуждали живой и глубокий интерес среди специалистов всех стран. Обладая широкой эрудицией и образованностью, Болотов гармонично сочетал методологию церковно-исторической школы с объективностью, критическим анализом источника, позитивизмом. Большая часть его трудов связана с историей восточного христианства и богословия. Многие работы не потеряли научное значение до настоящего времени. Широкую известность получил фундаментальный по глубине и охвату труд «Лекции по истории древней церкви», изданный после смерти автора благодаря его ученику профессору Александру Ивановичу Бриллиантову (1867–1933 гг.). Лекции содержат вводный курс в церковную историю и освещают широкий круг проблем: взаимоотношения церкви и государства, церковный строй, Вселенские соборы, ереси, историко-догматические вопросы и пр.

 



 
PR-CY.ru