Словарь по христианству Б БОЛЛАНДИСТЫ

БОЛЛАНДИСТЫ

БОЛЛАНДИСТЫ – группа бельгийских историков, филологов и теологов, преимущественно иезуитов, осуществляющих, начиная с XVII в., сбор документов и издание фундаментальной серии «Житий святых» («Acta Sanctorum»), которое продолжается до настоящего времени. Группа названа так по имени её основателя – бельгийского учёного-иезуита Жана Болланда (1596–1665 гг.). Проект публикации житий святых был предложен бельгийским иезуитом Гербертом Росвейде (1569–1629 гг.) и первоначально предполагал выпуск 18 частей (2 для жизнеописания Иисуса и Марии, 1 для праздников святых, 12 для их житий, 3 для мартирологов, примечаний и указателей), подготовленных на основе древних рукописей, без изменения их содержания и формы, но дополненных критическими замечаниями, с аннотациями и индексами. Росвейде начал поиск материалов (рукописей житий святых) преимущественно в монастырях Бельгии и Северной Франции, но успел произвести только предварительные работы. Им были изданы лишь «Fasti sanctorum quorum Vitae in Belgicis bibliothecis manuscriptae» («Календарь святых, рукописи житий которых содержатся в бельгийских библиотеках», 1607) и «Vitae Patrum» («Жития отцов-пустынников», 1615). Г. Росвейде умер незадолго до начала публикаций, оставив множество записей, приложений и примечаний. После его смерти все материалы были переданы Жану Болланду, который с группой сотрудников (названной в 1641 г. «Societas Bollandiana») продолжил начатое Росвейде дело. Иезуитская община Антверпена освободила Болланда от пастырских обязанностей. Болланд настоял как на изменении плана, так и метода работы с материалами. В его полном издании житий агиографический материал был организован по календарному принципу, в порядке следования дней памяти святых; тексту жития предшествовал исторический комментарий, посвящённый как самому святому, так и критическому анализу текста (выявление автора, история переводов и т.д.), а также традициям почитания святого, перенесению его мощей. Каждый том содержал несколько индексов: алфавитный и хронологический перечни святых, списки упоминавшихся имён, географических названий. После 13-летней упорной работы Болланд пригласил в помощники и сотрудники иезуитов Г. Хеншена (1601–1681 гг.) и Даниэля ван Папеброха (1628–1714 гг.), которые стали его преемниками. Они собрали обширный агиографический материал в библиотеках Германии, Франции и Италии, обращались за справками к местному клиру и т.д. Болланд стал инициатором переписки со многими европейскими учёными-эрудитами; поиск материалов проводился во всех монастырских библиотеках (прежде всего, Бельгии, Франции, Англии), зачастую на собственные средства издателей (Болланд отдал на это всё унаследованное им от отца состояние). Новым источником денежных средств были пожертвования духовных и светских князей. Помимо собственно житий святых были изданы небольшие монографии, посвящённые отдельным житиям, вопросам дипломатики, историческим событиям или епархиям (например, «De episcopate traiectensi», 1653; «De tribus Dagobertis», 1656). Три тома «Acta sanctorum» («ActaSS. Ian.» – «Жития святых января») вышли в 1643 г. (изданию было предпослано предисловие Болланда, касающееся подлинности житий). В 1658 г. вышли ещё три тома (за февраль), а до ухода из редакции ослепшего Папеброха в 1705 г. – ещё 21 том (до конца июня). Папа Римский Александр VII (1655–1667 гг.) обратился к Ж. Болланду с поздравительным письмом, в котором выразил убеждение в важности для церкви подобного издания, и пригласил его в Рим для работы с архивами Ватиканской библиотеки. Болланд выступил также с идеей публикации юбилейного тома, посвящённого 100-летию ордена иезуитов («Imago primi saeculu Societatis Jesu. Antw.», 1640). Позднее преемники «первого поколения» болландистов собирали сведения в библиотеках Германии, Австрии, Чехии, Франции, Венгрии и т.д., а полученные материалы были впоследствии помещены в специально созданный музей болландистов в Антверпене. Однако критический анализ текстов житий и скептическое отношение к признанным средневековым легендам вызывали ожесточённую полемику (например, Д. ван Папеброха) с представителями ордена кармелитов, которые считали, что ведут начало своего ордена от пророка Илии. Папеброх отверг эту легенду как недостоверную, чем и была вызвана полемика и громадная литература, на короткое время подвергнувшая опасности само продолжение издания. Инквизиции Рима и Испании обвинили Папеброха в ереси, а в 1695 г. 14 опубликованных к тому времени томов «Acta sanctorum» были внесены в «Индекс запрещённых книг». Папеброх подверг также сомнению подлинность хартий меровингской эпохи, результатом чего стала его полемика с учёным и палеографом, бенедиктинцем, членом конгрегации мавристов Жаном Мабильоном (1632–1707 гг.), который опубликовал трактат «О дипломатике» («De re diplomatica», 1681), заложивший основы дипломатики как науки.

 



 
PR-CY.ru