БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 9

Кроме того, Тырновский архиепископ, используя ситуацию, присвоил себе аналогичные права и в отношении Охридского диоцеза: архиепископом Василием были поставлены архиереи на вдовствующие епископские кафедры Охридской архиепископии. Одновременно царь Калоян вёл переговоры с Римским папой Иннокентием III (1198–1216 гг.) о признании за ним царского достоинства. Условием коронации Калояна папа ставил церковное подчинение Риму. В сентябре 1203 г. в Тырнов прибыл капеллан Иоанн Каземаринский, вручивший архиепископу Василию посланный папой палиум и возведший его в ранг примаса. В письме от 25 февраля 1204 г. Иннокентий III подтвердил назначение Василия «примасом всей Болгарии и Влахии». Окончательное утверждение Римом Василия ознаменовалось его помазанием, совершённым 7 ноября 1204 г. кардиналом Львом, и вручением ему знаков высшей церковной власти и «Привилегиума», определявшего каноническое состояние Тырновской архиепископии и полномочия её главы. Уния с Римом служила средством достижения определённых политических целей, но когда в международном аспекте она стала препятствием дальнейшего повышения ранга Болгарской церкви, от неё отказались. Большинство исследователей считают, что заключение унии представляло собой формальный акт и ничего не изменило в православной богослужебной и обрядовой практике Болгарии. В 1211 г. в Тырнове царём Борисом был созван церковный Собор против богомилов и составлена новая редакция Синодика в Неделю Православия (Синодик царя Борила), которая неоднократно дополнялась и перерабатывалась в течение XIII–XIV вв. (служит важным источником по истории Болгарской церкви). В связи с упрочением положения Болгарии в правление Иоанна Асеня II (1218–1241 гг.) встал вопрос не только о признании самостоятельности её церкви, но и о возведении её предстоятеля в ранг патриарха. Это произошло после заключения Иоанном Асенем II с никейским императором Иоанном III Дукой Ватацем договора о военном союзе против Латинской империи. В 1234 г., после смерти архиепископа Василия, болгарский Архиерейский собор остановил свой выбор на иеромонахе Иоакиме. Выбор был одобрен царём, и Иоаким отправился в Никею, где была совершена его хиротония. Этим были продемонстрированы принадлежность Болгарской архиепископии к Восточной церкви, каноническое общение с Вселенской Константинопольской патриархией (временно находившейся в Никее) и окончательный разрыв с римской курией. В 1235 г. был созван церковный Собор в г. Лампсаке под председательством Константинопольского патриарха Германа II (1222–1240 гг.), на котором за Тырновским архиепископом Иоакимом I было признано патриаршее достоинство. Новому патриарху помимо Тырновского и Охридского диоцезов были подчинены 14 епархий, 10 из которых возглавлялись митрополитами (Преславская, Червенская, Ловчанская, Средецкая, Овечская (Проватская), Дристрская, Серрская, Видинская, Филиппийская (Драмская), Месемврийская митрополии; Вельбуждская, Браничевская, Белградская и Нишская епископии). Воссозданию Болгарского патриархата посвящено два летописных рассказа: один в составе дополнений к Синодику Борила, второй в составе особой повести о перенесении мощей преподобной Параскевы (Петки) в Тырнов. Как отметил И. Снегаров, такого обширного диоцеза Болгарская церковь не имела ни до этого, ни после до конца Второго Болгарского царства. Скопская епархия в 1219 г. перешла в юрисдикцию сербской Печской архиепископии, а Призренская около 1216 г. вернулась в диоцез Охридской архиепископии. В первой половине ХIII в. Тырново превратилось в неприступный город-крепость. Он состоял из трёх частей: внешнего города, холма Царевец с царским и патриаршим дворцами и холма Трапезица, где находились 17 церквей и кафедральный собор Вознесения. Болгарские цари ставили себе задачей сделать Тырново не только церковно-административным, но и духовным центром Болгарии. Они активно проводили политику «собирания святынь». После победы болгар над византийским императором Исааком II Ангелом (1185–1195 гг.) среди трофеев был захвачен большой патриарший крест, который, по словам Георгия Акрополита, «был сделан из золота и имел в середине частицу Честного Древа» (Феодор Скутариот добавляет, что крест был сделан равноапостольным Константином). До конца 1270 гг. этот крест хранился в тырновской сокровищнице в церкви Вознесения.

 



 
PR-CY.ru