БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 5

Когда после смерти Мефодия начались гонения латинского духовенства (поддержанные князем Святополком) на славянскую литургию и письменность в Великой Моравии, ученики славянских апостолов (Ангеларий, Климент, Ларентий, Наум, Савва) нашли убежище в Болгарии, куда попали разными путями: Ангеларий и Климент добрались до Белграда (принадлежавшего тогда Болгарии), переправившись на бревне через Дунай; Наум был продан в рабство и выкуплен в Венеции византийцами; пути других неизвестны. Со всей очевидностью к их числу исследователи относят также Константина, будущего епископа Преславского. В Болгарии они были с радостью приняты князем Борисом, нуждавшимся в просвещённых и не связанных напрямую ни с Римом, ни с Константинополем сотрудниках. На протяжении примерно 40 лет (886–927 гг.) книжники, прибывшие из Великой Моравии, и поколение их учеников путём переводов и оригинального творчества создали в Болгарии полноценную многожанровую литературу на понятном народу языке, составившую основу всех средневековых православных славянских (а также румынских) литератур. Туда они принесли переводы Священного Писания и церковной литературы на старославянский язык, выполненный Мефодием и его помощниками, и продолжили дело просвещения славян. Благодаря деятельности учеников Кирилла и Мефодия и при непосредственной поддержке верховной власти в Болгарии в последней четверти IX – первой трети X вв. сложились и активно действовали два литературно-переводческих центра (или «школы») – охридский и преславский. По крайней мере, двое из учеников славянских апостолов (Климент и Константин) были возведены в сан епископа. Климент был назван «первым епископом болгарского языка» в Житии, написанном Охридским архиепископом Феофилактом. Во время своей просветительской деятельности в области Кутмичевица в юго-западной Болгарии Климент обучил в общей сложности 3500 учеников (в том числе будущего Девольского епископа Марка). Период расцвета болгарской культуры при царе Симеоне получил название «золотого века». Составитель «Изборника» царя Симеона сравнивает болгарского правителя с царём эллинистического Египта Птолемеем II Филадельфом (III в. до н.э.), при котором был осуществлён перевод Септуагинты с еврейского языка на греческий. В Х в., в правление царя Петра и его преемников, литературное творчество в Болгарии принимает окказиальный характер, свойственный всем литературам региона «Slavia Orthodoxa» в Средние века. От этого времени известны цикл поучений Петра Черноризца (отождествляемого исследователями с царём, сыном Симеона) и «Беседа на новоявленную ересь Богумилову» Козьмы Пресвитера, содержащая наиболее полную картину нового еретического учения и характеризующая духовную и в особенности монашескую жизнь Болгарии в середине – второй половины Х в. Почти все памятники, созданные в IX–X вв. в Болгарии, рано попали на Русь, а многие из них (в особенности небогослужебные) сохранились лишь в русских списках. Деятельность славянских книжников имела принципиальное значение для утверждения внутренней автономии Болгарской православной церкви, а введение славянского языка способствовало постепенной замене греческого духовенства болгарским. Строительство первых храмов на территории Болгарии началось, видимо, ещё в 865 г. По словам Анастасия Библиотекаря, оно приобрело значительный размах в период пребывания в стране римского духовенства (866–870 гг.), освятившего «множество церквей и алтарей» (свидетельством этого является обнаруженная в Преславе латинская надпись). Церкви нередко сооружались на фундаментах разрушенных раннехристианских храмов, а также языческих святилищ протоболгар (например, в Плиске, Преславе и Мадаре). Данная практика зафиксирована в «Сказании инока Христодула о чудесах великомученика Георгия» (начало X в.), повествующем о том, как князь Борис разрушил языческие капища и воздвиг на их месте монастыри и храмы. Активная церковно-строительная деятельность продолжается с приходом в Болгарию учеников равноапостольных Кирилла и Мефодия. В Охриде святитель Климент основал на развалинах базилики V в. монастырь великомученика Пантелеимона и построил две церкви-ротонды. В 900 г. преподобный Наум воздвиг на противоположном берегу Охридского озера монастырь во имя св. Архангелов на средства князя Бориса и его сына Симеона.

 



 
PR-CY.ru