БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 4

На Константинопольском соборе 879–880 гг. присутствовали представители Болгарской православной церкви – епископы Гавриил Охридский, Феоктист Тивериопольский, Мануил Проватский и Симеон Девельтский. Рукоположенный во епископа около 893 г. Климент Охридский возглавил первоначально две епархии – Драгувития и Велики, а позже под его духовный надзор была передана треть Болгарской державы (экзархат юго-западных земель). Между 894 и 906 гг. епископом Преслава стал один из крупнейших болгарских церковных писателей Константин Преславский. Вероятно, после 870 г. были восстановлены и епархии, существовавшие на Балканском полуострове до заселения его славянскими племенами, с центрами в Средеце, Филиппополе, Дристре и др. Папа Иоанн VIII в письмах в Болгарию утверждал, что болгарских епархий стало так много, что их количество не сообразуется с нуждами церкви. Широкая внутренняя автономия позволяла Болгарской православной церкви самостоятельно устанавливать новые епископские кафедры в стране в соответствии с её административно-территориальным делением. В Житии св. Климента Охридского говорится, что в правление князя Бориса в пределах Болгарии существовало семь митрополий, в которых были воздвигнуты соборные храмы. Местонахождение трёх из них исследователям известно точно: в Охриде, Преспе и Брегальнице. Другие, по всей вероятности, находились в Девельте, Дристре, Средеце, Филиппополе и Видине. Исследователи предполагают, что канцелярия Болгарской архиепископии была создана по подобию Константинопольской патриархии. При ней состояло множество служителей, помощников архиепископа, составлявших его свиту. Первое место среди них занимал синкелл, ведавший организацией церковной жизни. Сохранились две свинцовые печати конца IX – начала X вв., где упоминается «Георгий чернец и синкелл болгарский». Секретарём предстоятеля Болгарской церкви, самым влиятельным лицом в архиепископской канцелярии, был хартофилакс (в Византии этим титулом обозначался хранитель архива). На стене Золотой церкви в Преславе сохранилась кириллическая надпись – граффити, сообщающая, что церковь св. Иоанна построена хартофилаксом Павлом. Экзарх был обязан следить за правильностью исполнения церковных канонов, разъяснять догматы и этические нормы церкви духовным лицам, осуществляя высшую проповедническую, наставническую, миссионерскую и контролирующую деятельность. Должность экзарха занимал после 894 г. известный церковный писатель Иоанн Экзарх. Болгарский книжник и переводчик Григорий, живший в правление царя Симеона I Великого (864–927 гг.), именовался «пресвитером и мнихом всех церковников болгарских церквей» (титул, отсутствовавший в Константинопольской патриархии). Высшее и низшее духовенство в основном было греческим, но исследователи предполагают, что в его среде встречались и славяне. Долгое время византийское духовенство являлось основным проводником политического и культурного влияния империи. Князь Борис, стремившийся к созданию национальной церковной организации, отправил учиться в Константинополь болгарских юношей, в том числе своего сына Симеона, предполагая, что впоследствии тот станет архиепископом. В 889 г. князь Борис удалился в монастырь (видимо, при Большой базилике в Плиске) и передал престол старшему сыну Владимиру. Но из-за приверженности нового князя язычеству Борису пришлось отстранить его от власти и вернуться к управлению страной. Осенью 893 г. он созвал в Преславе Собор с участием духовенства, знати и народа, который de jure низложил Владимира и передал власть Симеону. С Преславским собором обычно связывают утверждение приоритета славянского языка и кириллической письменности. Огромное значение для становления, укрепления и распространения христианства в Болгарии имела деятельность славянских первоучителей равноапостольных Кирилла (827–869 гг.) и Мефодия (приблизительно 820 – 886 гг.). По сведениям ряда источников («Успение Кириллово», «Солунская легенда» и др.), Кирилл проповедовал и крестил болгар на р. Брегальница (современная Македония) ещё до официального принятия христианства князем Борисом. Данная легендарно-историческая традиция оформилась в период византийского владычества и на раннем этапе возрождения Болгарской державы (XII – начало XIII вв.), когда главным очагом сохранения национальной культуры были юго-западные (македонские) области.

 



 
PR-CY.ru