БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 2

В начале 867 г. в Болгарию прибыло большое германское посольство, состоявшее из пресвитеров и диаконов во главе с епископом Германарихом Пассауским, но вскоре оно вернулось обратно, убедившись в успехах посланцев Рима. Сразу после прибытия римского духовенства в Болгарию в Константинополь направилось болгарское посольство, к которому присоединились римские послы – епископ Донат Остийский, пресвитер Лев и диакон Марин. Однако посланцы папы были задержаны на византийской границе во Фракии и после 40 дней ожидания вернулись в Рим. В то же время болгарские послы были приняты в Константинополе императором Михаилом III, который вручил им письмо князю Борису с осуждением перемены болгарской церковной и политической ориентации и обвинениями в адрес Римской церкви. Соперничество за церковное влияние в Болгарии усугубило обострение отношений между Римской и Константинопольской кафедрами. Ещё в 863 г. папа Николай I отказался признать законность поставления Фотия на патриарший престол и объявил его низложенным. В свою очередь, Фотий подверг резкому осуждению насаждавшиеся в Болгарии догматические и обрядовые традиции Западной церкви, в первую очередь, учение о Filioque («Окружное послание» патриарха Фотия 867 г.). Летом 867 г. в Константинополе был созван Собор, на котором были анафематствованы «новшества» Западной церкви, а папа Николай I был объявлен низложенным. Тем временем епископ Формоз Портуанский, получивший от князя Бориса неограниченные полномочия в церковных делах, ввёл в Болгарии латинский обряд богослужения. Чтобы получить папское благословение на поставление Формоза предстоятелем Болгарской церкви, во второй половине 867 г. в Рим вновь были отправлены болгарские послы. Однако Николай I предложил Борису выбрать будущим архиепископом одного из трёх епископов, посланных к нему: Доминика Тривентского, Гримуальда Полимартийского или Павла Популонского. Посольство папы прибыло в Плиску в начале 868 г., уже при новом папе Адриане II (867–872 гг.). Князь Борис, узнав, что его просьба не удовлетворена, и Формозу приказано вернуться в Рим, отправил обратно присланных папой кандидатов и Павла Популонского и просил в письме возвести в сан архиепископа и прислать в Болгарию знакомого ему диакона Марина или какого-нибудь кардинала, достойного возглавить Болгарскую церковь. Однако папа отказался рукоположить диакона Марина, решив поставить во главе Болгарской церкви своего приближённого – иподиакона Сильвестра. В сопровождении епископа Леопарда Анконского тот прибыл в Плиску, но был выслан обратно в Рим с требованием Бориса прислать Формоза или Марина. Адриан II направил письмо Борису, призывая его назвать любую кандидатуру, кроме Формоза и Марина. Однако к тому времени (конец 868 г.) князь Борис уже решил вновь переориентироваться на Византию. Византийский император Василий I Македонянин (867–886 гг.) сместил с патриаршего престола Фотия. Князь Борис повёл переговоры с восстановленным патриархом Игнатием (847–858, 867–877 гг.), и болгарам дали понять, что пойдут на любые уступки, если Болгарская церковь вернётся под покровительство Византии. На Константинопольском соборе 869–870 гг. болгарский церковный вопрос не рассматривался, однако 4 марта 870 г. – вскоре после последнего заседания Собора (28 февраля) – иерархи в присутствии императора Василия I выслушали послов Бориса, задавших вопрос: кому должна подчиняться Болгарская церковь? Состоялась дискуссия между папскими легатами и греческими иерархами, в результате которой болгарским послам было передано решение, что территория Болгарии находится в церковной юрисдикции Константинополя, как бывшее владение Византийской империи. Латинское духовенство во главе с Гримуальдом было вынуждено покинуть Болгарию и вернуться в Рим. Папа Иоанн VIII (872–882 гг.) дипломатическими мерами пытался вернуть под власть Рима болгарский диоцез. Однако князь Борис, не разрывая отношений с Римской курией, не согласился принять предложения папы и по-прежнему придерживался положений, принятых в 870 г. На Константинопольском соборе (конец 879 г. – начало 880 г.) папские легаты вновь подняли вопрос о церковной юрисдикции над Болгарией. В итоге было принято решение, имевшее важное значение для истории Болгарской православной церкви: с этого момента Болгарская архиепископия не должна была фигурировать в списках епархий Константинопольского патриархата.



 
PR-CY.ru