БОДБИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ

БОДБИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ – женский монастырь во имя святой равноапостольной Нины в Бодбе (ставропигия Грузинской православной церкви), расположенный в пределах Бодбийской епархии, в двух верстах к югу от г. Сигнаха, бывшей Тифлисской губернии. Там находятся мощи просветительницы Грузии Нины (ум. в 347 г.). Над её могилой царь Бакар (364–386 гг.), сын первого царя-христианина Мириана, построил церковь, сгоревшую в начале V в. (по сведению грузинской летописи «Обращение Картли», постройка относится ко времени царствования самого царя Мириана). Основав здесь женский монастырь, царь пожертвовал ему много селений и земель. Царь Вахтанг Гургаслан (499–502 гг.) построил каменную церковь, разрушенную землетрясением в VIII в. Новый храм был построен царём Георгием I (1027–1040 гг.); неоднократно был обновляем. Царская династия Кахети и Картли заботилась о материальном обеспечении и благосостоянии Бодбийского монастыря. Исследователи полагают, что до 1230 гг. монастырь оставался значительным христианским центром Грузии. С 1230 гг. по XV в. сведений о нём не сохранилось, что связано с вторжениями монголов и сильным разрушением как епархии, так и самого монастыря. В XV в., с образованием самостоятельного царства Кахети, Бодбийский монастырь вновь обрёл былую славу религиозного центра. Однако уже в XVI в. положение вновь резко ухудшилось в связи с иранской экспансией, что привело к упразднению женского монастыря. Правящая династия всегда проявляла особую заботу о монастыре. Своим попечением известны цари Леван (1520–1574 гг.), Александр II (1574–1605), Теймураз I (1606–1616, 1634–1648 гг.), Арчил II (16641675 гг.), Теймураз II (1709–1715, 1733–1744, 1744–1762 гг.), Ираклий II (1744–1762, 1762–1798 гг.), Георгий XII (1688–1703 гг.), а также члены царской семьи – царевич Теймураз (внук царя Левана), царевна Елена (сестра Ираклия II) и царица Кетеван (жена Георгия XII), что проявлялось в пожаловании драгоценной церковной утвари, рукописей и книг, в укреплении и возобновлении монастырских церквей и помещений, в освобождении от государственного налогообложения, даровании монастырю сёл и значительных земельных владений. По сведению немецкого учёного и путешественника Иоганна Гюлдендштедта, ко времени посещения им Бодбийского монастыря в 1772 г. здесь уже действовала мужская обитель, упразднённая после кончины последнего настоятеля Иоанна (Макашвили) в 1837 г. Начиная с XV–XVII вв. и до 1837 г. при бодбийской церкви жили кахетинские епископы и митрополиты, а на её содержание были отведены обширные земли с церковными крестьянами. Бодбийские преосвященные занимали в Кахетии высокое положение, имели значительное влияние на политические и общественные дела: вопросы о войне и мире решались при их участии и с их согласия. Во время войны они собирали войско из церковных крестьян и принимали над ними командование. В частности, митрополит Кирилл был убит в сражении с лезгинами в 1792 г. С 1837 г., после смерти последнего кахетинского  митрополита Иоанна, Бодбийская епархия была присоединена к общему управлению экзарха Грузии, а в бодбийской церкви были оставлены только несколько монахов. Вскоре крестьяне были освобождены, и многие земли отошли к ним и в казну. После этого церковь обеднела и до того была запущена, что требовала постоянной казённой поддержки на ремонт зданий и содержание монахов. По ходатайству населения Кахети, 7 мая 1889 г. российский император Александр III Александрович (1881–1894 гг.) издал указ о возобновлении женской обители св. Нины, которая была торжественно освящена архимандритом Николаем (Микеладзе) по особому благословению экзарха Грузии Палладия (Раева; 1887–1892 гг.). По свидетельству епископа Кириона (Садзаглишвили), активная деятельность игуменьи Ювеналии вскоре вывела монастырь в число самых крупных монастырей Грузии (на возобновление монастырского комплекса было истрачено 110 300 руб., пожертвованных населением Кахети, в распоряжение монастыря было предоставлено 150 десятин пахотной земли и рыбная ловля по р. Алазани на 25-вёрстном расстоянии).

 



 
PR-CY.ru