Словарь по христианству Б БОЖИЙ МИР

БОЖИЙ МИР

БОЖИЙ МИР («Treuga Dei») – введённый руководством католической церкви в X в. в начале региональный, а с 1027 г. – всеобщий запрет на ведение каких-либо вооружённых действий в период с вечера среды до утренней поры понедельника. Впервые был провозглашён во Франции в конце X в. Клюнийским монастырём. Правила соблюдения «Божьего мира» были детально разработаны на французских поместных Соборах в 1027 г., 1041 г. и др. Постановления о «Божьем мире» включали требования неприкосновенности (и в период военных действий) клириков, монахов, паломников, женщин, а также зданий церквей, монастырей, мельниц, орудий земледельческого труда, тяглового скота. В 1054 г. этот запрет был распространён и на некоторые литургические периоды (Великий пост и адвент) в целях ограничения борьбы между феодалами и защиты путешественников от возможных нападений. Клермонский собор 1095 г. по настоянию папы Урбана II (1088–1099 гг.) рассмотрел и вновь утвердил условия «Божьего мира» в качестве обязательных для всех христиан. С 1179 г. он стал каноническим установлением католической церкви. Вводя его, она стремилась ликвидировать или хотя бы ослабить феодальные междоусобицы, наносившие особый урон недостаточно защищённому церковному землевладению, препятствовавшие развитию торговли и паломничества – важным источникам её доходов. Несмотря на суровость кары за нарушение «Божьего мира» (штрафы, конфискация имущества, телесные наказания, отлучение), в условиях феодальной раздробленности, порождавшей частные войны, «Божий мир» постоянно нарушался. Процесс централизации феодальных государств положил конец этим войнам, соответственно, церковь перестала прибегать к провозглашению «Божьего мира». Его разновидностью являлось «Божье перемирие», которое обязывало прекращать военные действия на несколько дней в неделю: обычно с вечера среды или субботы до утра понедельника и во время больших церковных праздников.

 
PR-CY.ru