Словарь по христианству Б БОГ СЛОВО

БОГ СЛОВО

БОГ  СЛОВО,  Бог Сын, Слово Божье, Логос (греч.  – слово, мысль) – вторая Ипостась Святой Троицы. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Бог Слово обладает всеми Божественными свойствами, равночестен в Своём Божественном достоинстве Богу Отцу и Святому Духу, единосущен с Ними, обладает единой Божественной сущностью (природой) с Богом Отцом и Святым Духом. Как вторая Ипостась единой Троицы, Бог Слово обладает всеми онтологическими свойствами Бога – Он бесконечный, вечный, всемогущий, неизменяемый, вездесущий, всеведующий, всесовершенный. Будучи соединён с Отцом и Духом Святым в одно нераздельное Единство, Бог Слово, тем не менее, не сливается и не смешивается с Ними, но есть самостоятельная Ипостась, т.к. имеет личные, одному Ему присущие свойства. Как и всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы Ему воздаётся единое и нераздельное поклонение, т.е. поклоняясь Ему, христиане поклоняются вместе с Ним Богу Отцу и Святому Духу, имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность. Он также есть Искупитель падшего человечества, т.е. ради спасения людей сошёл с небес и воплотился, восприняв в Свою Ипостась нашу человеческую природу через рождение на земле Богочеловека Иисуса Христа. Термин «Слово», принятый в христианстве с апостольских времён в качестве имени второй Ипостаси Святой Троицы, не являлся в те времена чем-то принципиально новым. Он был известен задолго до апостольского века, с одной стороны, в античной философии, а с другой – в богооткровенной ветхозаветной религии евреев. Христианство приняло его для своего богословия, наполнив, однако, таким смыслом и содержанием, которого не знала философия греков, и на который даже в ветхозаветных священных книгах было указано лишь прикровенно. Понятие «Логос» имело великое провиденциальное значение, т.к. оно подготовило к принятию христианского учения о воплощении Бога Слова и греко-римский мир и иудеев. Одних – через античную философию, а других – через священные книги Ветхого Завета и позднюю иудейскую религиозную литературу. В книгах Ветхого Завета многократно встречаются несколько понятий-имён, очень близких по своему содержанию к понятию евангельского Логоса: «Слово Господа», «Премудрость» и «Ангел Господень». Все эти имена имели прообразовательное значение, прикровенно указывая на Мессию – на воплощение Бога Слова. В Ветхом Завете эти понятия употреблялись в различных смыслах. Так, под «Словом Господа» часто понималась особая сила Божья, через которую Бог сотворил мир и посредством которой Он содержит его и управляет им. Уже из первых страниц Книги Бытия, где повествуется о сотворении мира, видно, что именно посредством слова Бог творит небо и землю. Об этом говорит и псалмопевец: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – всё воинство их» (Пс. 32:6). Об этом же повествует и автор более поздней книги Премудрости Соломона: «Боже отцов и Господи милости, сотворивший всё словом Твоим» (Прем. 9:1). Таким образом, мир сотворён и стоит особой силой – Словом Господа. Эта же сила действует и в ветхозаветных пророках, про которых говорят: «Есть у него слово Господне» (4 Цар. 3:12), и это означает, что Сам Господь говорит через пророка. О ложных пророках, напротив, говорится: «Слова нет в них» (Иер. 5:13), что указывает на отсутствие этой силы. Есть немало и других мест в Ветхом Завете, где под «Словом Господа» понимается особая Божья сила (Пс. 106:20; Пс. 147:4–7; Ис. 55:11; Прем. 16:12 и др.). С другой стороны, «Слово Господа» часто означает в библейских книгах личное откровение, личное общение Бога со Своим народом. Бог открывается людям через Своё слово. При этом Его слово является как бы неким посредствующим началом между Творцом и творением, между Яхве и Израилем, а молчание Бога воспринималось как Его удаление (Пс. 27:1; 34:22; 76:9). В качестве символа завета между Богом и народом Моисей получил на Синае каменные скрижали с написанным на них словом Господа. Эти скрижали прообразовали грядущее воплощение Бога Слова. Иногда в выражении «Слово Господа» усматривают отчасти и некоторые персоналистические, личностные черты (Ис. 55:11; Пс. 104:19).

 



 
PR-CY.ru