БОГ ДУХ СВЯТОЙ - Страница 5

Когда было допущено употребление Символа с прибавкой в самом Риме, исследователям с точностью не известно, но, по признанию самих же римских писателей, не раньше 1014 г. С тех пор Западная церковь окончательно приняла учение о  Filioque как догматическое и никогда не отступала от него. В 1054 г. константинопольский патриарх Михаил I Керулларий (1043–1058 гг.) в своём послании обличал латинян за этот новый догмат. В конечном итоге, различные взгляды на природу исхождения Святого Духа стали одной из причин Великого раскола. И в дальнейшем, как только заходила речь об установлении мира между церквами, вопрос об исхождении Святого Духа обсуждался обеими сторонами прежде всего. Так, в 1098 г. на Соборе в Бари, на диспуте, состоявшемся между латинскими богословами и итальянскими греками, обсуждался только вопрос об исхождении Святого Духа. На диспуте, происходившем в царствование Алексея I Комнена (1081–1118 гг.) в самом Константинополе в 1110 или 1113 гг. между миланским архиепископом Петром Гроссоланом (или Хрисоланом) и греческими богословами Иоанном Фурном и Евстратием Никейским в течение двух заседаний также обсуждался только этот вопрос. При императоре Мануиле I Комнене (1143–1180 гг.) первый диспут с латинянами, происходивший в 1155 г. между солунским архиепископом Василием Охридским и послом папы Адриана IV (1154–1159 гг.) Генрихом Беневетским, был также об исхождении Святого Духа. По данному вопросу и о преимуществах кафедр древнего и нового Рима состоялось несколько диспутов между папскими легатами и самим императором Мануилом I Комненым. На Соборе во Флоренции рассуждениям и спорам о Святом Духе было посвящено огромное количество времени. Кроме того, за этот период времени в греческой богословской литературе появилось много новых сочинений об исхождении Святого духа, причём сама постановка вопроса несколько изменялась. После разделения церквей латиняне в личных сношениях и диспутах с греками стали ссылаться на то, что и восточные церковные писатели учили об исхождении Святого Духа от Отца «через Сына», и что они, западные, говоря об исхождении Его от Сына, разумеют здесь то, что восточные разумеют в словах «через Сына». При подобных обстоятельствах восточные богословы были вынуждены тщательным образом заняться решением вопроса о том, что же обозначает в творениях восточных отцов и церковных писателей иногда встречающаяся у них формула «через Сына». К этому были и другие побудительные причины. Византии грозила опасность завоевания её турками, и византийские императоры, сознавая эту опасность и невозможность бороться с турками только собственными силами, страстно желали соединения церквей в надежде получить от Римского папы помощь и защиту от нашествия восточных завоевателей. С этой целью они старались всеми мерами побудить греческое духовенство и народ быть сговорчивыми в отношении требований, предъявлявшихся папами. К числу этих мер относились не только увещевания, убеждения, обещания милостей, но и принуждения, преследования и наказания строптивых, позволявших себе отстаивать свои убеждения, не согласные с волей императора.

 



 
PR-CY.ru