БОГ ДУХ СВЯТОЙ - Страница 3

Так, Климент Римский (ум. в 97, 99 или 101 г.), апостол из семидесяти, соединил три Лица Троицы в клятве: «Жив Бог и жив Господь Иисус Христос и Дух Святой, вера и надежда избранных». Он же задал риторические вопросы: «Не одного ли Бога и одного Христа имеем мы? Не один ли Дух благодати излит на нас?» Климент упоминает также Духа Святого как автора и вдохновителя Священного Писания. О поклонении Святому Духу говорил и богослов-ересеолог, один из первых экзегетов, писавших на Западе, Ипполит Римский (около 170 – около 236 гг.). Греческий христианский теолог Ориген (около 183 – 253/254 гг.) утверждал, что Дух Святой сопричастен Отцу и Сыну и обладает таким же достоинством и властью. О полной божественности Святого Духа и Его единосущности с Отцом и Сыном заявлял один из греческих отцов церкви, принадлежавший к Александрийской школе патристики, Афанасий Великий (около 298 – 373 гг.). Согласно исторически сложившемуся христианскому учению, Бог Дух Святой ни в чём не уступает Богу Отцу и Богу Сыну (обратная точка зрения именуется ересью субордионационизма), обладает тем же божественным естеством (природой), что и Бог Отец, пребывает в Боге Сыне, ниспосылается в мир от Отца Сыном. Считается, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, будучи особыми Лицами, должны иметь особые свойства, которые отличали бы Их одного от другого; эти свойства принято называть личными свойствами. Они состоят в следующем. Бог Отец не имеет для Себя причины: Он не рождён, не происходит от другого божеского Лица; Бог Сын рождается от Отца (Ин. 1:14–18; 3:16; Евр. 1:4–5); Бог Дух Святой исходит от Бога Отца (Ин. 15:26). Отсюда личное свойство Бога Отца – нерождённость, личное свойство Бога Сына – рождённость, личное свойство Бога Духа Святого – исходность. Как происходит рождение Бога Сына и исхождение Бога Духа Святого, чем отличается рождение от исхождения, святые отцы и учители древней церкви считали для ограниченного ума людей непостижимым, а только замечали, что различие между ними, без сомнения, есть, что это – два особые образа бытия, которые смешивать не должно, что этими особыми образами бытия и отличаются друг от друга Лица Святой Троицы. В этом смысле вполне определённо высказывались учители церкви Василий Великий (около 329 – 379 гг.), Григорий Богослов (329–389 гг.), Августин Блаженный (354–430 гг.), Иоанн Дамаскин (около 675 – до 753 гг.) и др. Это учение было внесено в Никео-Цареградский Символ веры и стало общим достоянием всей древней христианской неразделённой церкви. В Средние века интерес к Святому Духу подогревался спорами о филиокве. Православная церковь в отношении учения о личном свойстве Святого Духа твёрдо держалась и держится определений второго Вселенского собора, и до настоящего времени сохранила в полной неприкосновенности как сам Символ веры, так и соборное учение святых отцов об исхождении Святого Духа от Отца. В этом случае она выполнила постановления третьего, четвёртого, пятого, шестого и седьмого Вселенских соборов, которые строжайше запретили всякое изменение Никео-Цареградского Символа через убавление или прибавление каких-либо новых слов. Однако на Западе с конца IV в. и начала V в. некоторые учители церкви иногда начали выражаться о личном свойстве Святого Духа иначе, говоря, что Он исходит вечно не только от Отца, но «и от Сына» (филиокве). Возникновению и развитию нового догмата, по мнению западных учёных, особенно много содействовал своими сочинениями Августин Блаженный, который, таким образом, по их мнению, был одним из первых филиоквистов Западной церкви. Мнение об исхождении Святого Духа «и от Сына» высказывалось некоторыми писателями Западной церкви и в последующее время, а в VII или VIII вв. на Соборах в Толедо в Испании прибавка Filioque была внесена даже в Никео-Цареградский Символ веры. Таким образом, через эту прибавку частное мнение испанских епископов было поставлено рядом с догматическим учением, выраженным на двух Вселенских соборах, и возведено в пределах Испании на степень догмата.

 



 
PR-CY.ru