БОГ ДУХ СВЯТОЙ

БОГ ДУХ СВЯТОЙ – третья Ипостась (Лицо, persona) единого Бога – Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы. Согласно учению древней церкви, выработанному в IV в. (см. Вселенские соборы), Бог Дух Святой является животворящим началом, исходящим от Бога Отца (в католицизме с VIII–IX вв. существует догматическое отличие от догматики других христианских конфессий – догмат о филиокве, гласящим о том, что Святой Дух исходит и От Сына). Важность служения Святого Духа в жизни каждого верующего признают большинство традиционных христианских конфессий. Но если в Ветхом Завете первостепенной была работа Бога Отца, в период, описанный в Евангелиях, – служение Бога Сына, то в настоящий момент в христианской церкви более выделяется работа именно Святого Духа. В ХХ в. учение о крещении Святым Духом стало одним из самых главных догматов пятидесятников (см. Пятидесятничество). С точки зрения ортодоксального христианства (признающего первые Символы веры христианства, в частности Никео-Цареградский Символ веры), Святой Дух вместе с Богом Отцом и Богом Сыном является Творцом невидимого и видимого миров: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 1–2). Ещё царь Давид молился о ниспослании ему Духа Святого: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (Пс. 50:12–14). Согласно общим христианским представлениям, Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца (Ин. 15:26), пребывает в Боге Сыне (Рим. 8:9), посылается в мир от Отца Сыном (Ин. 15:26). Он есть истинный Бог (Деян. 5:3–4), имеет одно естество с Богом Отцом, от Которого Он происходит вне времени (Ин. 15:26). По своему достоинству Он не ниже и не выше Отца и Сына, но равен Им (Мф. 28:19 и др.). Поэтому Он получает поклонение и прославление вместе с Отцом и Сыном и наравне с Ними. Христиане верят, что Святой Дух на протяжении всей истории нисходил на отдельных людей с целью облечь их сверхъестественными способностями: на пророков, священников, праведных иудейских царей, апостолов, христианских мучеников и всех святых. Они верят, что через действие Святого Духа воплотился Бог Сын: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божьим» (Лук. 1:35). Подобным же образом Святым Духом происходит преложение Святых Даров: хлеба и вина в Тело и Кровь Христа: «Преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь» (эпиклеза в литургии византийского обряда). С действиями Святого Духа связывают такие религиозные понятия, как крещение Святым Духом, плод Святого Духа, дары Святого Духа. В традиционных христианских конфессиях крещение Святым Духом (или миропомазание) осуществляется священником: в православии единовременно с крещением водой, а в католичестве в более взрослом возрасте. Пятидесятники и некоторые представители иных христианских конфессий верят, что крещение Святым Духом доступно для всех верующих (независимо от традиции церкви) после дня Пятидесятницы и является не только обрядом, но и личным духовным переживанием, в некоторых случаях сопровождающимся различными эмоциями. Христиане верят, что существуют пророческое вдохновение (мгновенное озарение) – «на него сошёл Дух Божий, и он пророчествовал» (1 Царств 19:23), говорение на иных языках – «И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:4), физическая  сила – «И сошёл на него Дух Господень, и он (Самсон) растерзал льва, как козлёнка, а в руке у него ничего не было» (Суд. 14:6). В первом послании Коринфянам (12:7–11) сообщается: одному даётся Святым Духом слово мудрости, другому – слово знания, иному – вера, иному – дары исцелений, иному – чудотворения, иному – пророчество, иному – различение духов, иному – разные языки, иному – истолкование языков… И вы – тело Христово, а порознь – члены. Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки (1 Кор. 27:31).

 



 
PR-CY.ru