БОГ СЫН - Страница 2

Это следует из самого понятия о рождении: «Рождение в том и состоит, что из сущности рождающего производится рождаемое, подобное по сущности, точно так, как при творении и созидании, наоборот, творимое и созидаемое происходит отвне, а не из сущности творящего и созидающего» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры). Отец церкви Василий Великий (около 330 – 379 гг.) писал: «Сын рождён из ничего не значит, что Бог имеет чрево; но поелику истинные, а не ложные порождения, обыкновенно, рождаются из чрева родителей; то Бог наименовал Себя в рождении имеющим чрево, к посрамлению нечестивых, чтобы они, хотя помыслив о собственной своей природе, познали, что Сын есть истинный плод Отца, как исходящий из Его чрева». Святитель Кирилл Иерусалимский (315–386 гг.) писал, что хотя Бог Сын рождается из самого существа Бога Отца, но не так, чтобы от существа Бога Отца что либо при этом отделялось, или Бог Отец чего-либо лишался, или Сын имел какой-либо недостаток: нет, – «неразделимый Бог безраздельно родил Сына», «родил Премудрость, но Сам не остался без премудрости; родил Силу, но не изнемог; родил Бога, но Сам не лишился божества, и ничего не потерял, не умалился, не изменился: равно и Рождённый не имеет никакого недостатка. Совершен Родивший, совершенно Рождённое. Родивший Бог, Бог и Рождённый» (Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения). Рождение Сына Бoжьего есть рождение вечное, и следовательно, никогда не начиналось, никогда и не оканчивалось. Потому-то сам Бог Отец говорит Сыну в одном месте: прежде денницы родих тя (Пс. 109:3), т.е. родил прежде всех веков, безначально, а в другом: аз днесь родих тя (Пс. 2:7), т.е. родил только теперь, или рождаю вечно. Потому же и в других местах Священного Писания употребляется безразлично – и то, что Бог изрёк Слово, которое есть Сын, и то, что Бог изрекает Слово, или иначе, что Сын родился от Отца, и что Сын рождается от Отца. Впрочем, чтобы это, непостижимое для нас, вечное рождение Сына выражать ближе к нашим обыкновенным понятиям, богословы предлагают говорить, что Сын родился от Отца вечно, нежели, – что Сын вечно рождается: ибо что рождается, то ещё не родилось, а Сын рождён. Наконец, богословы говорят, что нужно помнить, что Бог Сын родился от Бога Отца, но не отделился от Него, или что тоже, родился неразлучно. Потому и называется сущим в лоне Отчем (Ин. 1:18), во Отце пребывающим (Ин. 10:38). Византийский богослов Иоанн Дамаскин (около 675 – около 753 гг.) писал: «Как огонь и происходящий от него свет существуют вместе; не прежде бывает огонь, а потом уже свет, но огонь и свет вместе, – и как свет всегда рождается от огня, и всегда в нём пребывает и отнюдь от него не отделяется: так рождается и Сын от Отца, никак не отделяясь от Него, но всегда существуя в Нём. Только свет, который рождается от огня, не отделяясь от него, и который всегда в нём пребывает, не имеет собственной самостоятельности без огня (потому что свет естественное качество огня); напротив, единородный Сын Божий, неотдельно и неразлучно от Отца рождённый и всегда в Нём пребывающий, имеет свою Ипостась, отличную от Ипостаси отчей». См. также Иисус Христос



 
PR-CY.ru