Словарь по христианству Б БОГ СЫН

БОГ СЫН

БОГ СЫН, Сын Божий, Слово Божье, Логос (греч.  – слово, мысль) – вторая ипостась Святой Троицы. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Сын Божий обладает всеми Божественными свойствами, равночестен в Своём Божественном достоинстве Богу Отцу и Святому Духу, единосущен с Ними, обладает единой Божественной сущностью (природой) с Богом Отцом и Святым Духом. Как и всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы Сыну Божьему воздаётся единое и нераздельное поклонение, т.е. поклоняясь Ему, христиане поклоняются вместе с Ним Богу Отцу и Святому Духу, имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность. От двух других Лиц Святой Троицы Сына Божьего отличает личностное (ипостасное) свойство. Оно заключается в том, что Бог Сын рождается Богом Отцом из Божественного существа (естества) Бога Отца, а не из ничего или другим образом. Он рождается не так, чтобы от существа Бога Отца что-либо отделилось, или Бог Отец чего-либо лишался. Рождение Сына Божьего есть рождение неразлучное, Бог Сын родился от Бога Отца, но не отделился от Него. Рождение Сына Божьего есть рождение вечное, оно никогда не начиналось и никогда не оканчивалось. Рождение Сына Божьего Богом Отцом есть вечное и неразлучное рождение Божественного Слова Божественным Умом. Богослов и философ Максим Исповедник (580–662 гг.) писал: «Нет и не будет слова, которое выше этого Слова. Оно не лишено Ума или Жизни, но обладает Умом и Жизнью, поскольку имеет рождающий Его Ум, существующий сущностным образом, то есть Отца, и Жизнь, то есть Святой Дух, существующую сущностным образом и сосуществующую с Ним».Один из отцов церкви Григорий Богослов (329–389 гг.) так воспевает Божественное Слово: «Свет Отца, Слово Великого Ума, превосходящее всякое слово, Высший Свет высочайшего Света, Единородный Сын, Сияющий вместе с Великим Духом, Добрый Царь, Правитель мира, Податель жизни, Создатель всего, что есть и будет. Тобою все живёт». Для того чтобы понять, как Божественный Ум рождает Божественное Слово, святые отцы указывали на ум и мысль (внутреннее слово) человека, являющегося образом Божьим. Бог Отец сотворил мир Своим Словом в Святом Духе. Григорий Богослов так писал об этом: «Он Словом рассеял тьму, Словом произвёл свет, основал землю, распределил звёзды, разлил воздух, установил границы моря, протянул реки, одушевил животных, сотворил человека по Своему подобию, привел всё в порядок». По учению церкви, на Предвечном Совете Святой Троицы принято решение о воплощении Слова Божьего, предначертано принятие Им человеческого естества. Апостол Иоанн Богослов говорил так: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Согласно христианскому учению, в Воплотившемся Божьем Слове – Богочеловеке Иисусе Христе, Который есть Бог и Слово Бога Отца, по сущности обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9). Приняв человеческую природу, Божественное Слово соединило тварное и Нетварное естество, открыв уверовавшему в Него человеку путь к обожению. Основания для определения личных свойств Бога Сына богословы находят в Священном Писании, где Он часто называется Сыном Бога Отца: Отец любит Сына, и вся показует ему, яже сам творит.., якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит (Ин. 5:20, 21; 14:13; 17:1; Мф. 11:27); Сыном единородным: тако возлюби Бог мир, яко и Сына своего единородного дал да всяк веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:16, 18; 1:14), и таким, который пребывает в самом лоне Отца: Бога никтоже виде нигдеже:е единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда (Ин. 1:18); Сыном истинным: вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем во истиннем Сыне его Иисусе Христе (1 Ин. 5:20); Сыном собственным: иже Сына своего (idion) не пощаде, но за нас всех предал есть его: како убо не и с ним вся нам дарствует (Рим. 8:32). Богословы считают излишним доказывать, как в этих, так и во всех других местах Священного Писания Иисус Христос называется Сыном Божьим в подлинном смысле, а не каком-либо переносном, когда уже знают, что священные книги приписывают Ему и Божеское естество, и Божеские свойства и единосущие с Богом Отцом и Святым Духом. Защищая это учение о личном свойстве Бога Сына от разных перетолкований еретиков, древние пастыри церкви старались раскрывать следующие мысли: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 3:16); «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного...» (Кол. 1:15); пролог Евангелия от Иоанна: «Слово было у Бога…» Сын рождается из существа или естества Отца, а не из ничего или каким другим образом.

 



 
PR-CY.ru