БОГОМИЛЬСТВО, БОГОМИЛЫ - Страница 4

Во второй половине X – начале XI в. богомильство способствовало ослаблению Болгарского царства и, в конечном счёте, завоеванию его Византией. В период византийского владычества XI–XII вв. богомилы активно участвовали в восстаниях против империи (1040 и 1072 гг.), поддерживали борьбу царя Калояна (1197–1207 гг.), младшего брата царей Ивана Асеня I и Петра IV, против Византии. Отвергая материальные блага и богатство, богомилы в быту стремились к воздержанию и скромности: умеренно питались, не пили вина, не ели мяса, не носили богатую одежду, а носили простую одежду чёрного цвета, трудились только с целью самообеспечения, но не ради обогащения, считали идеалом социальное и имущественное равенство, существовавшее, как они полагали, в раннехристианских общинах. Однако на практике, в особенности с течением времени, исходно декларируемый аскетизм в сочетании с признанием греховности всего материального мог порождать и прямо противоположные результаты. Так, в западноевропейских источниках XIV–XV вв. (при этом, что немаловажно, не полемического характера, где это можно было бы объяснить заведомой тенденциозностью) встречаются упоминания о том, что боснийские богомилы «по обычаю манихеев» почитают богатых и притесняют бедных, объясняя это порядком, установленным (злым) Творцом, а сексуальная свобода определяется как «боснийский обычай». В то же время в отношении болгарских и византийских еретиков, приверженцев богомилов, православные авторы традиционно пишут о суровом аскетизме и моральной требовательности (расцениваемых, правда, как показные). Структура богомильской общины известна исследователям преимущественно на боснийском материале XIV–XV вв. и отчасти восстанавливается ими по аналогии с западноевропейскими еретическими сообществами, испытавшими влияние богомилов. Их община состояла из «совершенных» («крестьяне», «христиане»), рядовых «верующих» (аналог «верных» в христианской церкви) и «слушателей» («оглашенных»). Первые – это учители и проповедники богомильской космогонии, теологии и этики, строгого аскетического образа жизни без брака. Они произносили проповеди на собраниях общины и совершали необходимые обряды среди «верующих» и «слушателей». Последние не участвовали в жизни общины, но могли присутствовать на проповедях. Со временем «слушатель» мог стать «верующим» и даже «совершенным». Богомильская община собиралась вместе в четырёх случаях: общие молитвенные собрания, связанные с чтением молитвы «Отче наш» и произнесением проповеди; взаимное исповедание членов братства; приём «слушателя» в члены общины (т.е. его духовное крещение, которое состояло в том, что на вступающего клалось апокрифическое «Иваново Евангелие», произносилась молитва «Отче наш» и призывался Святой Дух); посвящение «верующего» в «совершенного».

 



 
PR-CY.ru