БОГОЯВЛЕНИЕ, Эпифания

БОГОЯВЛЕНИЕ, Эпифания – двунадесятый непереходящий праздник в христианстве (см. Двунадесятые праздники), знаменующий  явление миру Бога в лице Иисуса Христа, один из самых древних христианских праздников, посвящённый пришествию Сына Божьего на землю. Иначе он называется праздником Крещения Господня, т.к. в этот день церковь воспоминает крещение Спасителя от Иоанна в Иордане (Матф. 3:13–17; Марк 1:9–11; Лук. 3:21–22; Ин. 1:29–34). Согласно церковному учению, название усвояется этому празднику потому, что при Крещении Спасителя было особое явление всех трёх лиц Божества: Бог Отец из отверстых небес гласом свидетельствовал о крещаемом Боге Сыне, а Бог Святой Дух в виде голубя сошёл на Иисуса, подтверждая, таким образом, Слово Бога Отца. Со временем Крещения Христа совпадает и время Его вступления на общественное служение, поэтому с праздником стали соединять представление о мессианстве Христа, засвидетельствованном Богом Отцом и Богом Духом Святым при Крещении, а первым откровением Мессии в чудесах было чудо в Кане Галилейской; то и другое представление было соединено с праздником. Название «Эпифания» стало указывать собственно на Крещение, а название «Теофания» указывало на чудо. Таким образом, с одним днём церковь соединила троякое воспоминание: о вступлении Мессии на общественное служение, откровение Его достоинства в первом чуде и, наконец, о Рождении и Вочеловечении. Сначала Богоявление праздновалось 6 (19) января, потому что 6 января в Египте считали днём Рождения Христа и, таким образом, вместе с явлением Мессии воспоминали и вообще явление Бога во плоти. Из Египта такое представление распространилось на всём Востоке, поскольку до конца IV в. не было определено время празднования Рождества Христова. Однако названия праздника остались те же, и поэтому многие восточные отцы церкви словами «Эпифания» и «Теофания» обозначали и Рождество Христово. В службе, посвящённой празднику, церковь воспоминает событие Крещения Спасителя и откровение всех лиц Святой Троицы, как и гласит тропарь Крещения: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение…» Церковное празднование Богоявления как великого праздника продолжается 12 дней, 2–14 января. Ближайший перед праздником воскресный день называется Неделей перед просвещением. В праздновании Богоявления есть большое сходство с празднованием Рождества: в навечерие обоих праздников совершаются царские часы, в навечерие того и другого праздника церковь одинаково держит особо строгий пост, называемый сочевник (или сочельник). В навечерие Богоявления и в сам праздник бывает великое освящение воды (в отличие от малого, совершаемого в другие дни) вне церкви на реках, прудах, прорубях (иорданях») и колодезях. Богоявленская (или крещенская) вода издревле считалась великой святыней (см. Агиасма). Её хранили (как и теперь хранят) в течение целого года, ей окропляют вещи, принимают её с верой против болезни и дают пить тем, кто по каким-то причинам не может быть допущен к причащению. Этот обряд происходит из глубокой древности (водоосвящение в этот день на древнерусском языке называлось водокрещением). Крещенский чин водоосвящения, заимствованный из Византии, в эпоху Средневековья практиковался в отдельных регионах распространения и западного христианства. В России, несмотря на холод, до наших дней дошёл древний обычай купаться в этот день в реке после погружения креста в воду. В Египте, Эфиопии и в других местах после освящения воды в Ниле купались как сами христиане и домашние животные, так и нехристиане, в том числе мусульмане. В Палестине, в том месте, где по преданию крестился Иисус, обряд освящения воды в Иордане совершался особенно торжественно. В различных местах и в разные эпохи существовало различное понимание значения праздника Богоявления. Если на Востоке на первый план выдвинулось воспоминание о Крещении Иисуса, а с установлением догмата троичности – идея о явлении всех трёх лиц Божества, то на Западе праздник Богоявления ассоциировался с тремя евангельскими событиями и представлял собой в латинских литургических обрядах Средневековья поклонение волхвов (Мф. 2: 1–12), а также Крещение Иисуса и чудо в Кане Галилейской (Ин. 2: 1–11). Так, Иероним Блаженный (около 340–420 гг.) говорил, что слова «Эпифания» и «Теофания» должны обозначать Крещение, а не Рождество Христа. Может быть, не без влияния Запада впоследствии воспоминание о Рождении Христа и на Востоке перенесли на 25 декабря, а 6 января воспоминали Крещение Христа и явление при Крещении всех лиц Святой Троицы.

 



 
PR-CY.ru