Словарь по христианству Б БОГОПОДОБИЕ ЧЕЛОВЕКА

БОГОПОДОБИЕ ЧЕЛОВЕКА

БОГОПОДОБИЕ ЧЕЛОВЕКА – понятие теистической антропологии, которым устанавливается аналогия между человеком и богами или Богом. Полагается внутреннее (дух, душа, личность, свобода, разум, воля, чувства и т.п.) и внешнее (тело) сходство, задаваемое общностью происхождения от первичного существа, рождением людей от богов, сотворением рода человеческого богами по своему образу. Идея взаимной соотнесённости человека с миром и божеством является древней и широко распространённой; она представлена в мифе о первочеловеке. В иудаистской антропологии богоподобие человека основывается на библейском сказании о сотворении человека Богом (Быт. 1:26, 27; 9:6). В этом сказании словом «Адам» назван первый человек, созданный, в отличие от всех прочих живых творений на земле, по «образу» и «подобию» божественных существ. Как образ Божий человек представляет собой высшее творение, наделён честью, величием и славой, поставлен господином над животными и растениями, должен заботиться о них и нести за них ответственность, возделывать землю и хранить её (Быт 1:28, 2:15; ср. Пс. 8:7). Согласно двум Книгам Бытия, александрийский иудаизм различал два творения: только небесный человек сотворён по образу Божию, земной человек извлечён из праха. По мнению выдающегося представителя еврейского эллинизма Филона Александрийского (около 25 н. до н.э. – 50 г. н.э.), небесный человек – образ Бога, Логос, орудие Бога при творении, первообраз, начало, старший сын, сообразно которому Бог сотворил земного человека. Проблема богоподобия человека присутствует и в литературе об Адаме, возникшей в раннем иудаизме и продолжавшейся в раввинистическом. В ней, как и в талмудических трактатах, наряду с представлениями об Адаме как микрокосме и андрогине, присутствуют указания на его гигантский рост. Согласно манихейскому воззрению, тело человека устроено по образу космоса. Для мандеев каждый человек есть отображение космического человека. У гностиков первичный Антропос, прообраз совершенного «человека», является образом Бога. Ниспавший в своё земное отображение Антропос (Адам-человек), становится основой богоподобия человека, залогом освобождения человека и его бессмертия. В иудейской мистике (Каббала) андрогинный «Адам кадмон» мыслится как манифестация образа Бога. В Новом Завете учение о сотворении человека по образу и подобию Бога включается в христологию: к Адаму возводится генеалогия Иисуса Христа в Евангелии от Луки (Лк. 3:38). Апостолом Павлом учение об образе даётся в связи с учением о двух Адамах. Первый Адам есть «образ будущего» (Рим. 5:14), «первый человек – из земли, перстный». Став «душою живущею» и представляя собой земного, «душевного человека», он после своего грехопадения подчинился смерти, определив тем участь всех своих потомков, рождающихся по его образу: «каков перстный, таковы и перстные», носящие «образ перстного». Второй человек – «последний Адам есть дух животворящий», «Господь с неба». В воскресении причастные Христу будут носить «образ небесного» (1 Кор. 15:22 и сл., 44, 46). В теологической антропологии библейское сказание о сотворении мира «по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26) связывается с указанием на некий Божественный Совет, Троицу, что позволяет усматривать в богообразной человеческой природе подобие этого триединства. Как Бог «есть одновременно одна природа и три ипостаси», «единосущен и триипостасен», так и «человек есть одновременно одна природа и множество ипостасей», «единосущен и многоипостасен».

 



 
PR-CY.ru